Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Без права на ошибку

Без права на ошибку

Евгений Зерщиков , старший инженер-сапёр ОМОНа Приволжского линейного управления МВД России на транспорте

Казалось бы, слова «сапёр», «взрыв» больше уместны в рассказах о войне. Но это лишь кажется. Даже при беглом знакомстве с газетными заголовками, анонсами теленовостей редко когда не встретишь сообщений о найденных неразорвавшихся снарядах либо о заминированных школах, вокзалах, супермаркетах...


К счастью, такие сообщения чаще всего бывают ложными, чьими-то злыми шутками. Но как знать, вдруг из сотни таких «шуток» одна окажется всё же реальным фактом – чем она может обернуться? А грозная память войны на полях былых сражений в виде неразорвавшихся снарядов? Выходит, что профессия сапёра и в наши дни остаётся актуальной, востребованной и – весьма опасной. Легко нам по-обывательски шутить: мол, «сапёр ошибается только однажды». А для людей героической профессии в этих словах – страшная правда жизни...


Начало пути


Майор полиции Евгений Зерщиков и его коллеги по службе ежеминутно готовы по команде выехать к месту, где таится опасность взрыва, где есть реальная угроза жизни людей, разрушений.


Евгений – старший инженер-сапёр ОМОНа Приволжского линейного управления МВД России на транспорте. К военной жизни, к дисциплине и частой «перемене мест» он, сын кадрового офицера, приучен с детства. Шутит: хотя родился в Волгограде, но точной привязки к местности нет, поэтому и Саратов можно тоже считать родным городом. Сюда в начале двухтысячных он переехал вместе с родителями после увольнения отца с действительной службы. Учился, правда, в Кургане – в военном училище, как и положено с его «родословной». Но защищать интересы мирных граждан и обеспечивать общественный порядок вернулся в наш город. Здесь и продолжается его офицерская карьера – вот уже второе десятилетие.


Праздники и будни


Чем наполнены будни омоновца? Да как обычно: учения, командировки, дежурства. Место службы – весь Приволжский федеральный округ. Это у мирных жителей бывают выходные по субботам и воскресеньям, с праздниками, футбольными матчами, грандиозными концертами на огромных стадионах. Зерщиков и его сослуживцы, а точнее, боевые товарищи, в это самое время бдительно несут службу, обеспечивая гражданам спокойствие и хорошее настроение.


Вот, к примеру, прошлогоднее празднество под названием «Рок над Волгой» наши ребята посетили, но, можно сказать, и не видели его. Они работали – зорко следили, чтобы это массовое гулянье не было омрачено злыми шутками «больных на голову». Ведь чаще всего именно представители этой категории и являются главными виновниками массовых эвакуаций на вокзалах, в аэропортах, больших торговых центрах.


– По статистике, наибольшее количество ложных вызовов приходится на весну – период обострений психических заболеваний, – рассказывает Евгений. – А ещё «шутить» любят двоечники в период школьных экзаменов и ответственных контрольных.


Последнее сообщение о взрывном устройстве, якобы заложенном на вокзале станции Саратов-1, поступило буквально на днях. Пришлось эвакуировать людей, проводить проверку. К счастью, бомбы не оказалось. Но если б всегда быть уверенным наперёд! К сожалению, мы живём в тревожном мире, теракты, как ни страшно это звучит, стали обыденным делом. Мгновенно реагировать на бдительность граждан, сообщающих о подозрительных предметах, – в этом и заключается основная работа инженерно-технической группы ОМОН.


Действовать им приходится на суше, на воде и в воздухе. Аэропорт, речной, авто- и железнодорожный вокзалы – основные места дислокации подразделения сапёров. «Столичный» вокзал Приволжской несёт наибольшую нагрузку в плане передвижения людей, соответственно, и работы здесь больше. Чаще всего именно на железнодорожном вокзале, вдоль путей, обнаруживают забытые или выброшенные сумки, пакеты, коробки. Не так давно, к примеру, немало хлопот доставил один из проходивших через Саратов воинских эшелонов. Военные, освобождаясь от ненужного мусора, складировали его в ящики из-под снарядов и по ходу следования на перегоне Багаевка – Нефтяная просто сбросили с поезда. Несколько десятков ящиков! И необходимо было скрупулёзно проверить каждый, даже пустые изучить вдоль и поперёк: а вдруг здесь были боеприпасы, и их «на сувениры» растащили домовитые граждане! Ну разве можно назвать рутиной такую службу?


Или ещё пример из жизни. Вор стащил у женщины сумку, опустошил и оставил... на нефтеналивной цистерне. На просвет не видно, пустая или нет. Могла ведь и с «начинкой» оказаться...


Конечно, есть у ребят защитные средства – специальный костюм (весит 40 килограммов), который предохраняет от взрыва, равного 100 граммам в тротиловом эквиваленте, на расстоянии не менее одного метра. Не так уж и безопасно, как видите. Есть в группе и собаки, обученные обнаруживать взрывчатые вещества, но и они не всегда могут помочь – к примеру, если объект расположен на значительной высоте. В общем, рассчитывать приходится только на свой собственный профессионализм да на сапёрскую «чуйку» – интуицию.


Взрыв за городом


Так было и в мае прошлого года, когда поступил сигнал из Аткарска. Сотрудники транспортной полиции задержали ночью на железнодорожной станции мужчину с подозрительным грузом. Доставили в линейный отдел. При досмотре обнаружилось: в сумке – боеприпасы. «Нашёл», – пояснил подозреваемый. Следователям предстояло выяснить, для каких целей он собирался эту находку использовать, но время работало не на них. Рванёт сейчас или попозже – это мог определить только специалист.


Наверное, многое приходится передумать, отправляясь на такое спецзадание. Майор полиции Евгений Зерщиков и старший лейтенант полиции Дмитрий Земцов прибыли в Аткарск оперативно, экипировались специальными защитными средствами, осмотрели находку. Даже беглый осмотр подтвердил худшие предположения: миномётная мина, представляющая третий – довольно высокий – класс опасности.


– Корпус мины был значительно повреждён, из-за коррозии различить маркировку боеприпаса не представлялось возможным, – рассказывает Евгений Зерщиков. – Оперение мины смято, капсюль имел следы накола. В результате осмотра было сделано заключение: боеприпас со следами прохождения канала ствола подлежит уничтожению на месте.


Но вот именно этого-то нельзя было делать ни при каких обстоятельствах! Кто бывал в Аткарске, представляет себе ситуацию: железнодорожный вокзал, линейные предприятия, отделение полиции и жилые дома – всё в шаге друг от друга, всё «уплотнено» невероятно. Так что выход был один – доставить «смерть замедленного действия» в безопасное место и уже там покончить с нею.


Дальнейшее развитие событий можно представить только по кадрам из военных фильмов: с особой предосторожностью мину переместили на безопасное расстояние, за пределы Аткарска, и... Задание, сопряжённое с риском для жизни, успешно выполнено. А какие чувства при этом испытали сапёры, можно только догадываться.


Обратная сторона медали


И в самом деле, обнаружить подобный «привет из прошлого» в окрестностях Саратова, бывшего 70 лет назад прифронтовым городом, – дело вполне реальное. По весне, когда начинают таять снега, земля выталкивает наружу смертоносное железо. А иные беспечные граждане таким находкам радуются, вместо того чтобы бить тревогу.


Впрочем, по нерадивости или халатности некоторых военнослужащих в руки Зерщикова и его коллег попадают не только боеприпасы Великой Отечественной – «свежие» тоже встречаются. К счастью, совершенствуются и средства их обнаружения. Конечно, на вооружении современных сапёров имеются не только защитные костюмы. Но главное всё же, повторюсь, – человеческий фактор.


Технический прогресс – процесс двусторонний. С одной стороны, инженерная мысль бьётся над безопасностью людей, их защищённостью; а другая сторона медали – злые гении, цель которых – обогащаться, уничтожая и разрушая. Вот почему бойцам ОМОНа приходится ко всему прочему много учиться: надо хорошо знать «оружие врага», надо владеть опытом борьбы с терроризмом. Им не надо объяснять, для чего это нужно. В подразделении майора Зерщикова все бойцы – в возрасте до 30 лет, у многих семьи; речь ведь идёт и о собственной безопасности тоже, о счастье самых близких людей.


А кто-то, как и сам Евгений, пока не нашёл свою «вторую половину». Но ведь и требования к спутнице жизни достаточно высоки. Умение ждать, быть готовой к ночным звонкам, к постоянной тревоге... Не всякая женщина, особенно молодая, примет такие условия. И пока «тылы» не закрыты, выручает боевое братство, которым живёт их небольшой коллектив. Без надёжного плеча товарища эта служба немыслима, ведь на каждый тревожный выезд отправляется как минимум группа из двух бойцов, и каждый в ответе за другого. Немыслимы без дружбы, без взаимопонимания и те совместные мероприятия – праздники, дни рождения, которые вроде бы остаются «за скобками» службы, но в то же время словно цементом скрепляют моральную атмосферу в подразделении.


Вместо послесловия


Когда материал готовился к печати, СМИ сообщили, что на территории нашей области вновь обнаружена опасная находка – неразорвавшиеся снаряды. Для большинства из нас это – всего лишь горячая новость, которую можно и не заметить. Для группы майора Зерщикова – очередное боевое задание. И только опытный глаз сапёра на месте сможет определить, насколько опасна эта находка и как с нею поступить.


Пусть таких опасностей в вашей службе и в жизни, ребята, встречается как можно меньше. А при встрече с ними – не ошибитесь!

Автор: Юлия Табакаева


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»