На имя начальника Юго-Восточной магистрали поступил рапорт старшего дорожного диспетчера, суть которого сводилась к следующему. В дневное дежурство на перегоне Роговое – Горшечное электромеханик Старооскольской дистанции СЦБ Вячеслав Разинков заметил в хвостовой части проходящего поезда задымление в районе буксового узла вагона.
Своевременный доклад о случившемся дежурному по станции предотвратил возможные непоправимые последствия. За проявленную бдительность – просьба поощрить электромеханика.
Встреча с Вячеславом Васильевичем произошла в Старом Осколе.
– Немного не так изложена суть момента. 3 сентября после утренней планёрки отправился на линию. Около девяти часов утра в районе 594 километра отошёл на безопасное расстояние, пропуская следующий по второму пути поезд № 3416. В середине состава на одной из тележек заметил задымление буксового узла. Не заметить было трудно: искры – снопом! Через пять вагонов к голове поезда – цистерна. Об увиденном непорядке доложил дежурной по станции Роговое, которая и предупредила машиниста о возникшей проблеме.
Через некоторое время дежурная перезвонила, доложив, что машинист после остановки состава обследовал указанный вагон, но никаких нарушений выявлено не было. Поезд пошёл по графику.
Минут через тридцать узнал, что состав остановился на 584 километре: прибор КТСМ, пропуская тридцать шестой вагон, объявил «тревогу-2». Прибывшие осмотрщики вагонов обнаружили сдвиг буксового узла.
Ничего героического в своих действиях не нахожу. Это мог обнаружить и мой коллега: второй электромеханик Николай Власов пошёл с путейцами по чётной горловине. Я шёл по нечётной стороне. Вот и заметил первым. А если быть до конца честным, то, узнав, что машинист не выявил неисправность, готовился к «удару по шапке» в мою сторону. Бывает так порою: держат тормоза, потом их отпускают. Ясное дело: дым, искра. Но буксовая система – в норме. Вот и промелькнула мыслишка: куда лез не в своё дело? А если серьёзно, то на стальной магистрали не должно быть такого понятия, как «мой участок ответственности… чужой»: работаем на одно дело – на безопасность движения. И тут уж каждый должен в меру своих сил проявлять инициативу. А вдруг и умный прибор дал бы сбой? К чему привели бы последствия – предугадать трудно…
– Вячеслав, а кто, что тебя привело на магистраль, и когда её беспокойные будни стали неотъемлемой частью твоей трудовой жизни?
– Я человек деревенский. Мама всю жизнь в совхозе трудилась дояркой. Работа подорвала здоровье: более двадцати лет была парализована. Два года назад её не стало… Ушёл из жизни и отец, бравшийся в совхозе за любую работу. Оставили после себя пятерых(!) детей. Я богат тремя братьями и младшей сестрой!
После перестройки не стало и самого совхоза. Правда, земли, выкупленные фермерами, не пустуют. Но отсутствие работы уводило людей от земли в поисках заработка. Из своей семьи в родной деревне, в родительском доме, остался только я.
На железной дороге работала сестра отца. Тётя Клава трудилась в химической лаборатории локомотивного депо. Около пяти лет в локомотивном депо слесарем по ходовой части работал брат Сергей. А я… волею судеб попал на магистраль и сейчас об этом не жалею.
После школы с одноклассниками Владимиром и Александром Скоковыми поступили в Старооскольское училище № 9.
Освоили специальность для работы на контрольно-измерительных приборах. Ребята сразу же пришли на железную дорогу: Александр в вагонном депо трудится, Владимир – в службе связи. Я устроился по специальности на молокозавод, который по прошествии времени «кисельных берегов» не предоставил: трения с начальством заставили покинуть предприятие.
Летом 1999 года Владимир предложил применить мне свои знания и опыт на железной дороге. Пришёл в отдел кадров ставшего сегодня мне родным коллектива. Первым наставником стал электромеханик Николай Власов. Знакомы были с ним – соседи: он в Роговом живёт, я – в Залесье. Знакомство «припаялось» и рабочими буднями. Четыре года был электромонтёром. Отучившись в воронежском колледже, перешёл на должность электромеханика, которой дорожу уже десять лет. Предлагали продолжить обучение в институте. Отказался. И не потому, что лень, что до сорока годков… годок остался. Дом, хозяйство, свою семью содержать надо. Всему должен быть срок. Жаль, но с учёбой опоздал.
– Видно, большое хозяйство? Неужто супруга без помощи оставляет?!
– Как раз наоборот: все хлопоты по дому на её плечах. Екатерина – домохозяйка. При случае смеётся: не для того я замуж выходила, чтоб на работе пропадать, когда дети ложками о стол стучат! В семье лад и порядок. Дочке пять лет. К школе уже Ксюша готовится. Даниилу исполнилось одиннадцать годков. Был бы рад, если сын бы пошёл по моим стопам. Всё-таки железная дорога – это и стабильность, и льготы определённые. А времена, прямо скажем, непростые. Вот я деревенский, а пятерых ребятишек, как некогда родители, – не подниму. Есть огород, поросёнок, козы, куры – это большое подспорье. Но рост цен на всё и вся не позволяет «расслабиться». Спасибо, что есть работа. Спасибо, что всего пять километров от дома, которые преодолеваю на своей машине.
Какая там рыбалка, прочие увлечения? Работа – она и есть моё хобби! Моя стезя – это светофоры, стрелочные электропровода, рельсовые цепи, транслирующие сигналы от светофора к светофору. Посты ЭЦ на станциях, по перегонам – релейные шкафы. Всё требует осмотра, ухода, ремонта. Всё имеет срок своей службы, а ежедневно новых составляющих вам на любой работе поставлять не будут. Специфика такова, что раз и на года – так не получится: засучиваешь рукава каждодневно, занимаясь по установленному графику, а порою и сверх него, чтобы не было провалов в движении.
– Получается, и место жительства менять не резон, и с работой уже неразрывная связь?
– Более того: у родительского дома, наследником которого я стал, возвожу потихонечку, по возможностям, дом для детей. Жизнь – штука непростая. Когда-то из деревень бежали. И сейчас этот процесс не прервался. Но у нас дворов пустующих практически нет: приезжают люди из бывших союзных республик, из горячих точек военных действий. Близость с городом позволяет найти работу. Проложили асфальт, протянули газ. Школа на три села. Детского садика, правда, нет: после того как совхоз рухнул, и от детского заведения руины остались… Но сложности на то и существуют, чтобы их преодолевать.
Детям же желаю одного – найти своё дело. Буду рад, если через несколько лет о своей работе они будут говорить, как их отец, – с почтением. Служим не за награды. Но приятно, когда твой труд не остаётся в тени. Есть благодарности. На уровне дистанции за показатели в работе даже часы настенные вручили! Так что в трудовом времени перебоев быть не должно!
… А вот ведь как в воду глядел! Начальником Юго-Восточной магистрали Анатолием Володько подписан приказ о награждении электромеханика Старооскольской дистанции СЦБ Вячеслава Разинкова именными часами.
Автор: Константин Ефремов
Forum with id 24 is not found.