Бульдозерист восстановительного поезда №721 на станции Крымская Сергей Зайцев не раз отличился на восстановительных работах. За последнее время самыми крупными были ликвидации последствий наводнения на станции Крымская и катастрофы на станции Белая Калитва.
Есть такие люди, у которых от природы дар к технике, они чувствуют машины и механизмы так, как если бы те были живыми существами. Они умеют их ремонтировать, за считанные минуты определяя, в чем проблема, а управляют ими так, что они становятся как бы продолжением человеческих рук.
Когда сотрудникам восстановительного поезда на станции Крымская пришло распоряжение выдвигаться на станцию Белая Калитва, то в числе первых оказался Сергей Зайцев, мастерски управляющий бульдозером.
Сергею Зайцеву за свою жизнь при работе на тяжелой бульдозерной технике пришлось увидеть немало трагических картин, когда все вокруг разворочено. Но то, что предстало его глазам на станции Белая Калитва, поражало воображение.
– Представьте, клубок из металла. Не из тонкого – скрученные хребтовые балки вагонов. С ним уже поработали газорезчики, разделив на куски весом от 3 тонн и более. Проделали там отверстия. Теперь очередь была за нами, бульдозеристами. Нужно было тащить эту массу искореженного взрывом металлолома с помощью специальной серьги к подъемному крану для погрузки в полувагоны – по такой вот технологии мы разбираем подобные завалы, – рассказывает Сергей Зайцев.
Он своей мощной машиной тащил эти куски металла без особых проблем – сказывался многолетний опыт. Но у других бульдозеристов периодически рвались трелевочные тросы. После этого многие стали использовать более толстые тросы, и тогда почти у всех дело пошло без осложнений.
Кроме того, бульдозеристы, работающие в зоне чрезвычайной ситуации, стали присматриваться к тому, как действует Сергей Зайцев, как настраивает тросы, как ведет бульдозер. И убедились, что многие из его приемов можно использовать в работе, чтобы успешно справляться с тяжелым и неудобным металлом.
За счет самоотверженной работы территория очищалась от металлического хаоса. Сам Сергей и другие бульдозеристы Северо-Кавказской дирекции аварийно-восстановительных средств проводили в кабине по 12 напряженных часов среди обжигающего металла и палящего солнца.
Две ночи ему выпало работать в парках станции среди образовавшихся терриконов зерна, заниматься планировкой земли.
– Завозили грунт, чтобы накрыть им лужи разлившегося топлива и подсолнечного масла. Мне предстояло затем очищать территорию от этой массы. На лице защитная маска, работать в ней было неудобно, но требования безопасности в зоне бедствия мы соблюдали четко, – рассказывает Сергей Зайцев.
И вот работа восстановителей в Белой Калитве завершена. Последнее, чем довелось им заниматься в зоне бедствия, – вырубка пострадавших деревьев и уборка мусора, занесенного взрывом в полосу отвода. В пятом часу утра вагон с восстановителями из Крымской прибыл домой. Из вагона они выходили уставшие, бородатые, но готовые в любой момент снова выдвинуться туда, где нужна их помощь, где будут востребованы их профессионализм и верность своему делу.
В восстановительном поезде в Крымской Сергей Зайцев с августа 2004 года. Сюда он пришел, имея за плечами огромный опыт работы в условиях суровой северной природы. Его мастерство стало очевидно для всех после первого же профессионального конкурса, в котором он участвовал.
Но еще более заметно оно стало, когда в Крымской выпал суровый час испытаний – наводнение. События мелькали тогда, как в калейдоскопе, но особенно сложная ситуация возникла, когда на участке Крымская – Баканская под угрозой разрушения оказался 44-метровый мост через реку Адагум. Вода там поднялась на высоту 8 метров, и один из устоев моста отклонился на 40 сантиметров.
– Мы ехали к 9-му километру после команды срочно выдвигаться в район моста. Когда прибыли на место, мост на наших глазах начал садиться, трещал металл. Было принято решение создать перед ним дамбу из щебня, – вспоминает трагический июль 2012 года в Крымской начальник Крымского восстановительного поезда Евгений Тарасов.
Щебень ссыпали под откос с подходивших вертушек, дальше эту массу бульдозерист толкал к мосту. Именно там начиналась сама сложная и опасная работа для опытнейшего и уже побывавшего в подобных ситуациях Сергея Зайцева, управлявшего бульдозером Т-35. Пока напарник «подгонял» щебень, Сергей успевал сравнять с берегом обрывы на месте будущего сражения с водной стихией. Потом он начал быстро настилать перед мостом дамбу из щебня, шаг за шагом отвоевывая пространство у воды и подбираясь по созданному настилу к опорам моста.
Самым сложным делом было обваловать опоры моста. Тяжелый бульдозер Зайцева мог перевернуться, упасть в воду и утонуть вместе с хозяином, но опытный механизатор ловко маневрировал по узкой полоске им же созданной суши и подгонял щебень к опорам. Иной раз одна из гусениц оказывалась в бурлящей воде, но это были лишь мгновения, в следующую секунду машина вновь обретала опору.
Бульдозеристы спасали мост не один день, перегнав к нему щебень далеко не из одной вертушки, создав дамбу высотой в несколько метров.
– Когда мост перестал садиться, он был поднят на соответствующий уровень и закреплен другими нашими восстановителями совместно со специалистами дистанции инженерных сооружений. И сегодня поезда там следуют без ограничения скорости. Трудно переоценить роль в этом бульдозериста Сергея Зайцева, – подчеркивает Евгений Тарасов.
А после спасения железнодорожного моста Зайцев по собственному желанию вызвался подготовить площадку под будущее строительство модульного городка в районе вокзала для потерявших во время стихии жилье железнодорожников.
За 12 часов работы он вместе с еще одним бульдозеристом снес пострадавшие от наводнения два блочных дома с очень толстыми и прочными стенами. Когда-то это жилье строили пленные немцы, 70 лет прошло с тех пор. Время и наводнение повредили дома, поэтому их снесли, освободив тем самым место для новой стройки.
За большой вклад в ликвидацию последствий наводнения в Крымском районе бульдозеристу Сергею Зайцеву была объявлена благодарность начальника дороги Владимира Голоскокова и выдана денежная премия.
Многие молодые бульдозеристы восстановительного поезда с интересом наблюдают, как работает Сергей Зайцев, просят побыть у него в кабине, чтобы перенять его опыт.
Где же оттачивал он свое мастерство? 14 лет проработал Зайцев на Крайнем Севере. Условия в поселке Дукат в Магаданской области были далеко не тепличные. Крутые сопки, на которых не задерживался даже снег. Сугробы замерзали, словно высеченные из камня. Мороз градусов под тридцать и ветер были обычной погодой.
Бульдозеристы трудились на скальных площадках, проезжая в небольшие пробитые дороги. Нужна была большая точность в маневрах, потому что была опасность сорваться вниз. Необходим был постоянный расчет, чтобы, передвигая породу, не перекрыть пути самому себе. Бульдозер то вставал на дыбы, как норовистый конь, то проскакивал почти на одной гусенице опасное место, но главное, ради чего все это делалось, – работа спорилась.
Вот так он и боролся всю жизнь со стихией, за то, чтобы вокруг воцарился порядок.
– Сергей Зайцев – не только один из лучших мастеров, но и самый скромный работник. Он в основном молчит, а если говорит, то коротко и по делу. Но уж зато работает, так, как мало кто умеет. Я в жизни своей не встречал бульдозериста подобного класса, – сказал руководитель восстановительного поезда на станции Крымская Евгений Тарасов.
Автор: Николай Бастрыкин
Forum with id 24 is not found.