Список наград дорожного мастера Астраханской дистанции пути Александра Грачёва занимает большую часть его трудовой книжки. Но о них он говорит достаточно скромно: «Просто работаем честно, и всё». Добросовестно относятся к своим обязанностям он сам и те, кто с ним трудится рядом.
Монтёр – бригадир – мастер
Отец Александра Грачёва, Василий Иванович, был путейцем, также начинал с профессии монтёра пути, работал дорожным мастером. Практически на тот же околоток в 1976 году пришёл работать и сын после трёхлетней службы на флоте. Демобилизовавшегося моряка с готовностью взяли бы и на другую работу, вне железной дороги, но он даже размышлять о выборе профессии не стал: решил поддержать семейную традицию – ведь среди родственников было немало железнодорожников. Хотя стоит заметить, что платили тогда путейцам не много: монтёр пути 4 класса в общей сложности получал около 120 рублей.
Наставником у Александра сначала был собственный отец, потом – бригадир Николай Дорошенко. Спустя недолгое время молодой железнодорожник и сам был направлен в Ростов-на-Дону на курсы бригадиров. Учёба шла основательно. В течение года осваивалась практически программа техникума: преподавались и черчение, и геодезия, и другие предметы. И это всестороннее обучение было оправданным, по признанию Александра Васильевича.
В 70–80-х годах кадров не хватало, работа на железной дороге была не из лёгких. И, как ни странно, самая тяжёлая её часть нередко выпадала слабому полу. В бригаде из 12 человек у Грачёва было 7 женщин. Они делали всю мужскую работу, и норму по смене деревянных шпал, например, выполняли иногда быстрее и лучше, чем мужчины, причём работать приходилось вручную. Сейчас мужскую компанию «разбавляет» всего одна женщина – Наталья Решетина. Этот добросовестный и ответственный работник уже давно в коллективе – почти три десятка лет (!), монтёрами пути работали её родители.
– Что говорить, техники не хватало,– вспоминает мастер,– Машин не было. На работу иногда выезжали на тракторе с прицепом и брезентовым навесом.
Сработались за много лет
На сегодняшний день однопутный участок Грачёва занимает почти 40 километров. Сюда входят станция Линейная, Разъезд №5 и станция Басинская. Обслуживается участок двумя бригадами из 9 человек.
– Хорошо на двухпутках, на крупных станциях,– говорит Грачёв.– Там минимальные потери рабочего времени на перевозку людей. А у нас вдоль «железки» дороги нет, приходится добираться по объездам и т. д. Как-то не продумана эта система всё-таки. Три года назад у нас во время комиссионнного осмотра был начальник дороги, обрадовал, что нам выделят «Камаз» для транспортировки. Правда, пока мы ещё эту машину не получили, вот и мучаемся.
С вводом участковой системы объёмы работ увеличились, стало сложнее. Тем не менее балльность осталась на том же достойном уровне. Отсюда и приличная зарплата, отсутствие текучки кадров. «Кадровое» постоянство мне подтвердили и в отделе управления персоналом Астраханской дистанции пути.
– С 1996 года, когда участок перешёл от Северо-Кавказской железной дороги к нашей дистанции,– говорит Ирина Цветкова,– состав коллектива под руководством Грачёва почти не изменился. И за всё это время не припомню случая, чтобы у них были какие-то нарушения и взыскания.
Два раза околоток становился победителем сетевого соревнования. Работники тогда получили премию по 25 тысяч рублей, а значит появился ещё и дополнительный материальный стимул, что называется, не снижать оборотов.
– Люди работают, и работают очень хорошо,– рассказывает о своих подчинённых Александр Васильевич.– Все взрослые, есть внутренняя дисциплина. За всё время моей работы пришлось прибегать к наказаниям лишь раза три в связи со злоупотреблением спиртным, но эти люди уже давно уволились.
Образец для всех
Требовательность – ещё одна черта этого мастера первого класса. Впрочем, как уже было сказано самим Грачёвым, никого в давно сработавшемся коллективе учить и воспитывать не надо. Халтурить перед лицом своего руководителя и товарищей было бы просто стыдно.
– Об этом человеке я могу сказать только хорошее,– говорит бригадир Равиль Аксалямов.– И знаю его очень хорошо, потому что мы работаем вместе больше 20 лет. Несмотря на то, что он достаточно строгий как руководитель, все его уважают. Ведь он не только с других требует, но и с себя. Александр Васильевич был моим наставником, когда я пришёл в дистанцию, и ему я многим обязан. Люди у нас трудятся по многу лет, потому что знают: мастер строго спросит с них за качество работы, но и защитит, если будет такая необходимость.
«Это образцовый мастер»,– так о Грачёве высказался начальник Астраханской дистанции пути Магомед Насрулаев. По его словам, об этом дорожном мастере не зря говорят как о хорошем организаторе. Подготовительные работы перед проведением ремонта в технологическом окне – важный момент. От их успешного и своевременного выполнения многое зависит. Александр Васильевич знает вверенный ему участок пути, что называется, от А до Я, поэтому можно быть спокойным – не надо лишний раз контролировать.
Возможно, по причине повышенного чувства ответственности и привычки работать «по-честному» грачёвский участок долгое время стабильно держит оценку в 10 баллов, хотя он и достаточно сложен в текущем содержании. Иногда приходится справляться и с нестандартными ситуациями. Была очень неприятная и трагичная история в ноябре 80-х, когда между станцией Линейная и Разъездом №5 столкнулись два грузовых состава, погибли машинисты. Крушение произошло из-за нарушения сигнала автоблокировки. Две секции тепловоза, 11 грузовых вагонов практически разбились всмятку. «Это было страшно, – признаётся Грачёв. – До сих пор та картина перед глазами». На выручку пришли восстановительные поезда, которые растащили остатки состава, как смогли, остальное путейцы делали вручную: резали шпалы, укладывали новые.
Надо было работать быстрее, чтобы в кратчайшие сроки восстановить движение. В данной ситуации организаторские способности дорожного мастера очень помогли, хотя, по его признанию, накричался он тогда так, что потом несколько дней разговаривать не мог. Крушение произошло в 4 утра, а в 1 час ночи следующего дня удалось открыть движение на участке.
Мужская работа, мужские увлечения
Свою семью Александр Грачёв в шутку называет женским батальоном. Помимо супруги, которая вслед за мужем тоже подалась в монтёры пути, но потом перешла в дежурные по станции, где и проработала до самой пенсии, есть две дочери и четыре внучки.
Главное увлечение командующего этим женским батальоном – зимняя охота с собаками. О ней он рассказывает с большим удовольствием и горящими глазами:
– У нас есть ещё два монтёра, тоже охотники, мы практически ровесники. Каждый год втроём берём отпуск в конце ноября, когда открывается охота на пушного зверя. Этого времени ждут и мои русские гончие – Тимошка и Лайма.
Самым памятным трофеем Александра Грачёва стал крупный волк. Как-то собаки гнали лис, а волк, поднятый этим переполохом, выскочил из леса. Привычной добычей становятся еноты, лисы и норки, которых стало много в последнее время. За сезон только одних лис иногда удаётся настрелять до 150 штук. Шкуры охотники сдают, а жир енота перетапливают. По словам Александра Васильевича, это самое лучшее лекарство от простуды, особенно для двухлетней внучки Саньки, которая часто бывает у бабушки с дедушкой.
Трудовая доблесть и заслуги
И всё-таки работа занимает главное место в его жизни. Внимательное к ней отношение ценится руководством и, конечно, поощряется. Наград за добросовестный труд на протяжении более чем 35 лет у Грачёва немало. Помимо звания «Почётный железнодорожник» есть и важные государственные награды. В 1986 году председатель Астраханского облисполкома Анатолий Гужвин вручал ему медаль «За трудовую доблесть», в 1999 году в областной администрации путеец уже получал медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, которой награждались работники различных отраслей за осуществление конкретных и полезных для страны дел. Но, похоже, герой моего рассказа хорошо работает не ради наград, а для того, чтобы потом не было стыдно. В первую очередь перед самим собой.
Автор: Наталья Рузмикина
Forum with id 24 is not found.