Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Равнение на мастера

Равнение на мастера

Александр Грачёв, дорожный мастер Астраханской дистанции пути


Список наград дорожного мастера Астраханской дистанции пути Александра Грачёва занимает большую часть его трудовой книжки. Но о них он говорит достаточно скромно: «Просто работаем честно, и всё». Добросовестно относятся к своим обязанностям он сам и те, кто с ним трудится рядом.


Монтёр – бригадир – мастер


Отец Александра Грачёва, Василий Иванович, был путейцем, также начинал с профессии монтёра пути, работал дорожным мастером. Практически на тот же околоток в 1976 году пришёл работать и сын после трёхлетней службы на флоте. Демобилизовавшегося моряка с готовностью взяли бы и на другую работу, вне железной дороги, но он даже размышлять о выборе профессии не стал: решил поддержать семейную традицию – ведь среди родственников было немало железнодорожников. Хотя стоит заметить, что платили тогда путейцам не много: монтёр пути 4 класса в общей сложности получал около 120 рублей.


Наставником у Александра сначала был собственный отец, потом – бригадир Николай Дорошенко. Спустя недолгое время молодой железнодорожник и сам был направлен в Ростов-на-Дону на курсы бригадиров. Учёба шла основательно. В течение года осваивалась практически программа техникума: преподавались и черчение, и геодезия, и другие предметы. И это всестороннее обучение было оправданным, по признанию Александра Васильевича.


В 70–80-х годах кадров не хватало, работа на железной дороге была не из лёгких. И, как ни странно, самая тяжёлая её часть нередко выпадала слабому полу. В бригаде из 12 человек у Грачёва было 7 женщин. Они делали всю мужскую работу, и норму по смене деревянных шпал, например, выполняли иногда быстрее и лучше, чем мужчины, причём работать приходилось вручную. Сейчас мужскую компанию «разбавляет» всего одна женщина – Наталья Решетина. Этот добросовестный и ответственный работник уже давно в коллективе – почти три десятка лет (!), монтёрами пути работали её родители.


– Что говорить, техники не хватало,– вспоминает мастер,– Машин не было. На работу иногда выезжали на тракторе с прицепом и брезентовым навесом.


Сработались за много лет


На сегодняшний день однопутный участок Грачёва занимает почти 40 километров. Сюда входят станция Линейная, Разъезд №5 и станция Басинская. Обслуживается участок двумя бригадами из 9 человек.


– Хорошо на двухпутках, на крупных станциях,– говорит Грачёв.– Там минимальные потери рабочего времени на перевозку людей. А у нас вдоль «железки» дороги нет, приходится добираться по объездам и т. д. Как-то не продумана эта система всё-таки. Три года назад у нас во время комиссионнного осмотра был начальник дороги, обрадовал, что нам выделят «Камаз» для транспортировки. Правда, пока мы ещё эту машину не получили, вот и мучаемся.


С вводом участковой системы объёмы работ увеличились, стало сложнее. Тем не менее балльность осталась на том же достойном уровне. Отсюда и приличная зарплата, отсутствие текучки кадров. «Кадровое» постоянство мне подтвердили и в отделе управления персоналом Астраханской дистанции пути.


– С 1996 года, когда участок перешёл от Северо-Кавказской железной дороги к нашей дистанции,– говорит Ирина Цветкова,– состав коллектива под руководством Грачёва почти не изменился. И за всё это время не припомню случая, чтобы у них были какие-то нарушения и взыскания.


Два раза околоток становился победителем сетевого соревнования. Работники тогда получили премию по 25 тысяч рублей, а значит появился ещё и дополнительный материальный стимул, что называется, не снижать оборотов.


– Люди работают, и работают очень хорошо,– рассказывает о своих подчинённых Александр Васильевич.– Все взрослые, есть внутренняя дисциплина. За всё время моей работы пришлось прибегать к наказаниям лишь раза три в связи со злоупотреблением спиртным, но эти люди уже давно уволились.


Образец для всех


Требовательность – ещё одна черта этого мастера первого класса. Впрочем, как уже было сказано самим Грачёвым, никого в давно сработавшемся коллективе учить и воспитывать не надо. Халтурить перед лицом своего руководителя и товарищей было бы просто стыдно.


– Об этом человеке я могу сказать только хорошее,– говорит бригадир Равиль Аксалямов.– И знаю его очень хорошо, потому что мы работаем вместе больше 20 лет. Несмотря на то, что он достаточно строгий как руководитель, все его уважают. Ведь он не только с других требует, но и с себя. Александр Васильевич был моим наставником, когда я пришёл в дистанцию, и ему я многим обязан. Люди у нас трудятся по многу лет, потому что знают: мастер строго спросит с них за качество работы, но и защитит, если будет такая необходимость.


«Это образцовый мастер»,– так о Грачёве высказался начальник Астраханской дистанции пути Магомед Насрулаев. По его словам, об этом дорожном мастере не зря говорят как о хорошем организаторе. Подготовительные работы перед проведением ремонта в технологическом окне – важный момент. От их успешного и своевременного выполнения многое зависит. Александр Васильевич знает вверенный ему участок пути, что называется, от А до Я, поэтому можно быть спокойным – не надо лишний раз контролировать.


Возможно, по причине повышенного чувства ответственности и привычки работать «по-честному» грачёвский участок долгое время стабильно держит оценку в 10 баллов, хотя он и достаточно сложен в текущем содержании. Иногда приходится справляться и с нестандартными ситуациями. Была очень неприятная и трагичная история в ноябре 80-х, когда между станцией Линейная и Разъездом №5 столкнулись два грузовых состава, погибли машинисты. Крушение произошло из-за нарушения сигнала автоблокировки. Две секции тепловоза, 11 грузовых вагонов практически разбились всмятку. «Это было страшно, – признаётся Грачёв. – До сих пор та картина перед глазами». На выручку пришли восстановительные поезда, которые растащили остатки состава, как смогли, остальное путейцы делали вручную: резали шпалы, укладывали новые.


Надо было работать быстрее, чтобы в кратчайшие сроки восстановить движение. В данной ситуации организаторские способности дорожного мастера очень помогли, хотя, по его признанию, накричался он тогда так, что потом несколько дней разговаривать не мог. Крушение произошло в 4 утра, а в 1 час ночи следующего дня удалось открыть движение на участке.


Мужская работа, мужские увлечения


Свою семью Александр Грачёв в шутку называет женским батальоном. Помимо супруги, которая вслед за мужем тоже подалась в монтёры пути, но потом перешла в дежурные по станции, где и проработала до самой пенсии, есть две дочери и четыре внучки.


Главное увлечение командующего этим женским батальоном – зимняя охота с собаками. О ней он рассказывает с большим удовольствием и горящими глазами:

– У нас есть ещё два монтёра, тоже охотники, мы практически ровесники. Каждый год втроём берём отпуск в конце ноября, когда открывается охота на пушного зверя. Этого времени ждут и мои русские гончие – Тимошка и Лайма.


Самым памятным трофеем Александра Грачёва стал крупный волк. Как-то собаки гнали лис, а волк, поднятый этим переполохом, выскочил из леса. Привычной добычей становятся еноты, лисы и норки, которых стало много в последнее время. За сезон только одних лис иногда удаётся настрелять до 150 штук. Шкуры охотники сдают, а жир енота перетапливают. По словам Александра Васильевича, это самое лучшее лекарство от простуды, особенно для двухлетней внучки Саньки, которая часто бывает у бабушки с дедушкой.


Трудовая доблесть и заслуги


И всё-таки работа занимает главное место в его жизни. Внимательное к ней отношение ценится руководством и, конечно, поощряется. Наград за добросовестный труд на протяжении более чем 35 лет у Грачёва немало. Помимо звания «Почётный железнодорожник» есть и важные государственные награды. В 1986 году председатель Астраханского облисполкома Анатолий Гужвин вручал ему медаль «За трудовую доблесть», в 1999 году в областной администрации путеец уже получал медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, которой награждались работники различных отраслей за осуществление конкретных и полезных для страны дел. Но, похоже, герой моего рассказа хорошо работает не ради наград, а для того, чтобы потом не было стыдно. В первую очередь перед самим собой.

Автор: Наталья Рузмикина


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»