В последнее время на улицах российских городов всё чаще можно увидеть растяжки с рекламой различных тренингов, обещающих подробнейшим образом рассказать, что такое карьерная лестница и как её преодолеть без особых усилий. На эту тему создано множество научных трудов и разработаны разнообразные стратегии.
Молодой человек, сидящий напротив меня, пожалуй, тоже мог бы написать на эту тему бестселлер. Заглядывая в его трудовую книжку, я насчитала семь записей о назначениях на вышестоящие должности. Каждая из них – ступень к той заветной, прячущейся в туманной глубине кабинетов карьерной вершине, которая, конечно, ещё впереди. И это всего за девять лет работы на Приволжской железной дороге!
Кто же он, этот талантливый покоритель карьерного Олимпа? Знакомьтесь: Александр Сергеевич Гриневич – начальник сектора эксплуатации службы пути Приволжской дирекции инфраструктуры.
Ступень № 1 «Рабочая»
Рабочее утро Александра, впрочем, как и любого железнодорожного начальника, начинается намного раньше, нежели это прописано в должностной инструкции. На часах ещё нет и восьми, но у него уже непрерывно звонит телефон, на столе, поверх вороха бумаг, лежат принесённые на подпись документы, а на мониторе компьютера маячит очередной отчёт. За полгода работы в должности начальника Александр к такому ритму уже привык.
– Зато плесенью не покроешься, – иронизирует Саша. – Постоянно находишься в движении!
Александру чуть больше тридцати. Треть своей жизни он работает на магистрали. Вначале была учёба по целевому направлению в Самарской государственной академии путей сообщения по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Дальше всё вполне обыденно: получил образование – добро пожаловать на начальную ступень карьерной лестницы, рабочую должность. Ремонтник искусственных сооружений Саратовской дистанции пути – так выглядит первая запись в Сашиной трудовой книжке.
Однако в этой должности талантливый парень работал недолго: назначили исполняющим обязанности бригадира, а затем и мастером. Казалось бы, профессиональный путь наметился. Но тут карьерная лестница повернула в другом направлении.
Кадровый рост
В конце 2006 года Александр Гриневич стал исполняющим обязанности ведущего инженера по подготовке кадров Саратовской дистанции пути, а в начале 2007-го эта должность закрепилась за ним на постоянной основе. Пришлось отложить в сторону путейские инструменты и от «общения» с бездушными мостами, тоннелями и путепроводами перейти к работе с живыми людьми. На смену должностным инструкциям и чётко прописанному порядку действий пришли тонкости психологии и коммуникаций. Перспективного кадровика заметило руководство, и Александр вновь пошёл на повышение, став инженером по подготовке кадров службы пути.
Работа кадровика коммуникабельному парню давалась легко. Однако постоянное стремление к чему-то новому не позволяло остановиться на достигнутом.
– Ко мне стекалась вся информация об открытых в службе вакансиях, – делится Александр. – И когда освободилось место ведущего инженера отдела эксплуатации, я подумал: почему бы не рискнуть и не попробовать себя в этой должности? Руководство службы меня поддержало.
Так произошёл очередной переломный момент в Сашиной карьере. По времени он совпал с реформированием путейского комплекса, образованием Приволжской дирекции инфраструктуры и переходом её в Центральную дирекцию инфраструктуры. А любые структурные перемены сопряжены с кадровыми перестановками внутри предприятия. Так Александр получил вначале должность заместителя начальника отдела эксплуатации службы пути Приволжской дирекции инфраструктуры, а ещё через некоторое время возглавил этот отдел.
– Сложно было так кардинально менять специфику работы? – интересуюсь я.
– Конечно, сложно. Приходя на новое место работы, всегда сталкиваешься с неизвестностью. Но я такой человек, что мне легко ориентироваться в нестандартных ситуациях. Это даже проще, чем когда тебя целенаправленно несколько лет готовят на ту или иную должность.
– Своих подчинённых тоже «окунаешь в холодную воду»?
– Всё от человека зависит, – отвечает Александр. – Если я вижу в работнике потенциал, то, естественно, могу давать ему дополнительные задания, поручения. Но никогда нельзя жалеть людей в ущерб работе. В руководителе должна быть жёсткость, «сталь». Иначе ничего не получится.
Делиться опытом
В 2008 году в ОАО «РЖД» стартовал конкурс «Новое звено». Принимал в нём участие и Александр Гриневич. Проект, который он разрабатывал вместе с коллегами, прошёл все отборочные этапы и был представлен в финале в Москве.
Теперь Александр сам стал членом экспертной группы Приволжской железной дороги по отбору проектов-участников конкурса «Новое звено» по путевому комплексу.
– Конкурс «Новое звено» для меня продолжается, – улыбается Саша. – Только теперь я принимаю в нём участие в другой роли.
Несколько лет назад Александр Гриневич впервые попробовал себя в качестве преподавателя Поволжского филиала МИИТа. Сначала обучал студентов дневного отделения технологиям модернизации и автоматизации железнодорожного строительства. Теперь преподаёт хитрости бесстыкового пути железнодорожникам, проходящим курсы повышения квалификации. По признанию моего собеседника, в преподавательской деятельности ему очень помог опыт работы инженером по подготовке кадров.
– Что проще – обучать «с нуля» или переучивать?
– Проще всё-таки научить, – подумав, отвечает Гриневич. – Допустим, проработал человек 20–25 лет на железнодорожном транспорте. За это время рабочие инструкции менялись несколько раз. Естественно, в голове может возникнуть путаница, и разложить там всё «по полкам» будет непросто.
Перспективы намечены
За годы работы в компании моему герою неоднократно приходилось менять специфику своей деятельности. Но каждый этап пути оставлял что-то ценное в копилке его профессионального и житейского опыта.
– В самом начале я много «пообжигался», – признаётся Александр. – Зато быстро ощутил на себе, что такое ответственность, насколько важно на железной дороге добросовестно подходить к исполнению своих профессиональных обязанностей. Работа в кадрах научила меня общению с людьми. Это очень ценно для тех, кто хочет занять в будущем руководящую должность. А на моем нынешнем посту я усвоил, что у каждой задачи всегда есть несколько возможных вариантов решения. И одна из задач руководителя – найти наилучший.
За время работы Александр Гриневич не раз поощрялся благодарностями начальника дороги и ценными подарками. Есть в его арсенале и почётная грамота ОАО «Российские железные дороги», полученная совсем недавно.
– Какова будет следующая ступень твоей карьерной лестницы? – интересуюсь я.
– Даже не могу предположить, – улыбается Саша. – Ведь в жизни всё складывается непредсказуемо. А пока хочу попробовать себя в рационализаторской деятельности. Думаю, опыта для этого у меня достаточно, да и идеи уже есть.
Что ж, пожелаем Александру Гриневичу удачи на этом новом для него поприще – уверена, далеко не последнем.
Автор: Ирина Соколова
Forum with id 24 is not found.