О страшных последствиях аварии в Белой Калитве железнодорожники Волгоградского региона знают не понаслышке. По телевизору шли новостные сюжеты, информационными сообщениями пестрели страницы газет и Интернет-сайтов. Но каково это – оказаться в эпицентре трагедии, своими руками восстанавливать разрушенную станцию? Об этом теперь знает герой этих строк.
Ночь трагедии
9 мая в 1 час 45 минут спокойное течение ночной жизни на станции Белая Калитва было разрушено. С пути сошёл локомотив и следующие за ним грузовые вагоны с лесом, цветным металлом и ломом, химическими веществами, подсолнечным маслом, бензином, мазутом. В составе поезда были и цистерны с пропаном.
Вот что рассказывает один из очевидцев, пожелавший остаться неизвестным:
– Раздался взрыв, мы начали убегать. Вся земля озарилась светом – ярче дневного, с неба начали падать обломки кирпичей от разорванных взрывом близлежащих зданий. Осколки падали рядом со мной, но, к счастью, ни один не задел. Только взрывной волной мне несильно обожгло руку. Это было страшно...
Район станции Белая Калитва был окутан огнём. Общая площадь пожара, повлёкшего за собой огромные разрушения, достигала 1,5 тысячи квадратных метров. Только к 7.15 утра бригадам трёх пожарных поездов Северо-Кавказской железной дороги удалось справиться со стихией. В связи с введённым режимом чрезвычайной ситуации из прилегающих к станции районов было эвакуировано 2700 местных жителей.
В результате происшествия пострадала локомотивная бригада поезда и 52 человека. На пути лежали 51 гружёный вагон, 12 сгоревших цистерн. Хуже того: произошла утечка химически опасного вещества – метиленхлорида, радиус заражения составил 100 метров. За двое суток планировалось полностью ликвидировать последствия схода и возобновить движение поездов. Но металл, искорёженный взрывом, превратился в «клубок», распутывать который удавалось с трудом – хребтовые балки вагонов скрутились намертво...
На месте аварии работали семь восстановительных поездов Северо-Кавказской железной дороги и подразделения МЧС России по Ростовской области. Но этого оказалось недостаточно.
Спешим на помощь
12 мая на станцию зашёл восстановительный поезд № 4 станции имени Максима Горького. Личный состав поезда, 26 человек, был «усилен» шестью работниками арчединского, петроввальского и волгоградского поездов.
– Наша задача, – поясняет начальник восстановительного поезда № 4 Владимир Ковтун, – состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки оказать помощь коллегам с Северо-Кавказской магистрали, выполнить свою работу и сберечь здоровье людей.
Несмотря на то, что подобные аварии у нас, слава богу, редки, для восстановителей они – обычная работа. Прибыв на место происшествия и увидев горы искорёженного металла, Владимир Ковтун быстро оценил обстановку и предложил решение, которое у руководства Северо-Кавказской поначалу вызвало сомнение. Коллеги не представляли, что применение такой технологии возможно. Но ведь завалы нужно было как-то разгребать...
Груда погибших вагонов, казалось, намертво застыла на месте. Был риск порвать трос и перевернуть кран, а это значило – потерять драгоценное время. Но опыту Владимира Ковтуна доверились. Искорёженную раму тележки, зажатую частями других вагонов, восстановители застропили, и мощный кран с трудом вырвал её из центра завала. Пока рама находилась в воздухе, тракторист Алексей Стратан своей машиной оттаскивал в сторону части изувеченных вагонов. Потребовалось несколько часов, чтобы выполнить поставленную задачу. Но это был лишь маленький успех в большом деле.
Крановщики, трактористы, стропальщики, газоэлектросварщики работали не покладая рук. Они переворачивали и ставили на колёса платформы, вагоны, цистерны – словом, всё то, что некогда было одним поездом. Неподлежащий восстановлению подвижной состав разрезали на куски, чтобы транспортировать с места происшествия уже как металлолом.
Более 700 человек ликвидировали последствия этого схода.
Почти трое суток начальник отряда восстановителей Владимир Ковтун, тракторист Алексей Стратан и и их товарищи провели без сна.
– На отдых не было времени, – признаются они после той напряжённой командировки.
И снова вызов...
Спустя три месяца, 12 августа, Владимир Ковтун и Алексей Стратан были приглашены в Саратов. В управлении Приволжской железной дороги им, проявившим отвагу и самоотверженность при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в городе Белая Калитва, были вручены медали МЧС России «За содружество во имя спасения».
– Восстанавливать движение на железной дороге – для нас привычное дело, – скромно прокомментировал это событие Владимир Ковтун. – Неразрешимых ситуаций не бывает, вопрос только во времени. Пока нам удаётся в него укладываться и выполнять свои задачи.
Однако наши герои даже не успели почувствовать себя таковыми. Едва они вернулись на работу, как снова последовал вызов. На перегоне Чир – Суровикино двухпутного неэлектрифицированного участка Волгоградского региона Приволжской сошли с пути девять вагонов грузового поезда с чугуном. Восстановительные работы продолжались более суток, с 19 часов вечера 16 августа до полуночи 17-го. За это время силами четырёх восстановительных поездов на перегоне было возобновлено движение.
Ну, а когда жизнь на дороге течёт своим чередом, без происшествий, восстановительный поезд № 4 станции имени Максима Горького выполняет подрядные работы, сотрудничает с дистанциями пути, эсцебистами, путевой машинной станцией. Техника и специалисты-восстановители востребованы везде и всегда.
– Чтобы поменять замедлители, стрелки – нужен кран, чтобы расчистить площадку для укладки путей – не обойтись без трактора, – по-деловому замечает мастер участка производства по гидравлическому оборудованию Михаил Галкин, исполняющий обязанности заместителя начальника восстановительного поезда. – Уборка территории, демонтаж старых строений, планировка земельного полотна, погрузка тяжёлых грузов – для нас всегда есть работа. Нам повезло, что нашим коллективом руководит специалист с большой буквы. Владимир Ковтун – незаменимый человек в востановительном деле. Он с одного взгляда определяет, какие меры необходимо принять в той или иной ситуации. Ошибок не было ни разу.
Ступени к признанию
Подчинённые редко любят своих начальников, но это явно не случай Владимира Ковтуна. Хотя сам он признаётся, что относится к коллективу строго: ведь на его плечах – ответственность не только за работу восстановительного поезда, но за жизнь и здоровье каждого сотрудника.
Чтобы стать частью слаженной команды восстановителей, нужно пройти жёсткий кадровый отбор. Случайных людей здесь быть не может.
– У нас не принято «перебегать» с одного места на другое, – рассказывает Михаил Галкин. – Но насильно никто никого не держит. У начальника позиция такая: не нравится – ищи для себя другое.
Вот сам Владимир Ковтун выбрал по-настоящему своё дело. И выбрал не по воле случая, ведь он – потомственный железнодорожник.
– Когда человек приходит со стороны, ему действительно тяжело, особенно если оказывается на руководящей должности, – рассуждает Владимир Васильевич. – Я же прошёл в восстановительном поезде все ступеньки: от стропальщика до начальника. Потому-то из собственного опыта знаю, какие технологии лучше применить, где и в каких ситуациях.
Помимо своих основных обязанностей, начальник восстановительного поезда № 4 успевает заниматься рационализаторской деятельностью. Коллеги называют Ковтуна не иначе, как «генератором идей». И эта его работа оценена по заслугам: в 2008 году Владимир Васильевич отмечен благодарностью президента ОАО «РЖД», а в 2011-м – знаком «Почётный железнодорожник Приволжской железной дороги».
Но самая главная награда для него – доверие и уважение коллег.
Автор: Любовь Шмакова
Forum with id 24 is not found.