Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Если подует боковой ветер

Если подует боковой ветер

Владимир Птицын, старший электромеханик Арзамасской дистанции СЦБ


«Он руками чует», – так говорят о Владимире Птицыне. И правда, не раз приходилось наблюдать: открыл Владимир Иванович крышку напольного устройства, взглянул, и пальцы сами легли на проблемное место.


Не хулигань, провод!


Звонок от дежурного по станции Шатки поступил поздно вечером: «Во входной горловине стрелка переводится, но не имеет контроля». Сигнал на пульте дежурного не открывается. Это могло иметь печальные последствия. На отказ вышел дежурный электромеханик. Час работы не привел к результату, время устранения затягивалось. Скоро должен был проследовать пассажирский. По тревоге подняли старшего электромеханика Птицына. Владимир Иванович начал с релейного помещения: управление и контроль всего полевого оборудования идет отсюда. Однако приборы на станции работали исправно. Надо было разбираться на месте. Пока ноги стремительно несли в горловину, перебрал в уме все возможные неисправности, вспомнил все похожие случаи. На поле начал осмотр с электропривода стрелки, понял, что регулировка контрольных тяг в норме. Это – главное.


Решил проверить монтаж на контакты автопереключателя в электроприводе. Что это такое, специалисты знают. Десятки проводков, которые с ювелирной аккуратностью надо «продернуть» пальцами. Немудреная работа. Однако в руках должна быть чуткость необычайная.


Счет уже шел на минуты, когда обнаружился едва приткнутый к одному из контактов «преступник». Легкое движение специалиста – и черный проводок сразу отошел от крепления. Оказалось, произошел излом провода. Определить такую неисправность на глаз практически нереально. А на поиски ее, случается, уходит вся ночь. Неисправность монтажного провода могла привести к тому, что задать маршрут и принять на боковой путь поезд стало бы невозможно без специального приказа.


Чтобы посадить на место провод, хватило нескольких мгновений. Затем был доклад дежурному по станции об устранении неисправности.


Пассажирский прошел мимо эсцебистов, не сбавляя скорости.


Из Сатиса – в Шатки


Так было не всегда. Свое первое повреждение старший электромеханик Арзамасской дистанции СЦБ Владимир Птицын помнит как сегодняшнее утро. Было это шестнадцать лет назад на маленькой станции Сатис. Тогда у дежурного по станции на пульте почти так же перестала загораться желтая лампочка, показывавшая положение светофора. Старший механик тех лет Владимир Александрович Буров послал «на поле» тезку-новичка: «Найди и устрани повреждение. Я буду на телефоне в Шатках».


Володя, «зеленый» мальчишка, пусть и закончивший к этому времени техникум и проучившийся в дортехшколе, был неплохим теоретиком, но когда увидел десятки одинаковых жилок, оробел. Это сейчас он рассказывает в терминах, с чего тогда начал, чем продолжил. А в ту смену после каждой мало-мальски значимой манипуляции бежал из четной горловины на станцию звонить в дальние Шатки – о сотовых телефонах не слыхивали: «Владимир Александрович, а дальше что?» Мудрый Буров не торопил, благо ситуация позволяла. Дал возможность парню перещупать каждый контакт, померить все сопротивления. «А может быть, неправильная регулировка контактов автопереключателя? А если обрыв провода или неисправность стрелочной кнопки?» Только к концу смены молодой коллега доложил: «Разрегулировка контрольной тяги! Я спас поезд, он пошел бы вместо первого пути по второму занятому, Владимир Александрович!»


Тот день Владимир Птицын равняет доброй половине жизни. Именно так и нужно учить первозимников. В этом убедил его не только опыт наставников, но и уроки отца – заместителя начальника родной дистанции сигнализации, централизации и блокировки.


Раз ступенька, два ступенька...


Жизненного опыта Владимиру не занимать. Мальчик из семьи потомственного железнодорожника с небольшой станции, со школьных лет – лыжный гонщик с первым мужским разрядом, он рос как настоящий старший сын: серьезный, ответственный, мастеровой. Служил в воздушно-десантных войсках под Николаевом на Украине. Отличался тем, что умело управлял парашютом во время прыжков при боковом ветре.


В двадцать восемь лет Владимир решил, что самообразованием многого не достигнешь.


Это был первый год нового тысячелетия, принесший много перемен. Перестал существовать Первомайский подотдел Муромского отделения Горьковской дороги, в составе которого работала бригада Птицына, – образовалась Арзамасская дистанция СЦБ. Владимиру Птицыну поручили обслуживать крупную станцию Лукоянов. Реорганизация принесла новые методы работы, современные технологии...


Прибавила веса и личная жизнь: в 2001 году у Птицыных уже были две любимые дочки.


Осенью Владимир стал студентом Российского государственного университета путей сообщения. Расширялись горизонты знаний, увеличивалась ответственность, Владимир поднимался по ступеням карьерной лестницы. Старший электромеханик Птицын стал опекать участок Шатки – Первомайск.


...Стол с компьютером, полки с технической документацией, стенд для приказов, уголок охраны труда. Это комната механиков. Важнее ее только расположенная напротив релейная. Но ежедневные селекторные совещания и рабочие собрания проходят именно у механиков.


Короткий инструктаж и – по местам. Служебный УАЗ развозит электромонтеров по пяти станциям: Шатки, Поя, Сатис, Берещино, Первомайск. Восемь человек обслуживают 29 км автоблокировки, 60 км полуавтоматической блокировки, 11 км электрожезловой системы. Под их приглядом 40 стрелок электрической централизации, 12 переездов, 14 устройств контроля схода подвижного состава. Почти у всех среднее техническое образование. К концу весны ожидают нового выпускника техникума – своего, шатковского парня, который после девятого класса уехал учиться в Нижний Новгород по направлению дистанции. Хотя могут «отдать» своего воспитанника и коллегам на другую станцию – туда, где будет кадровый голод.


Мое и наше


На участке Птицына голода нет, каждый держится за свое место, и каждого держат как незаменимого. Что может лучше стимулировать работника! Коллектив – в числе передовых. Идет стабильное снижение отказов технических средств. В 2011 году допущено всего три отказа, в 2012-м – один. В любом деле, конечно, есть элемент везения. «Но везет тем, кто сам везет», – повторяют электромонтеры народную присказку. Ведь что такое повреждение? Это неисправность какого-то устройства или узла. Одна из основных ее причин – нарушение технологии производства работ конкретным человеком. Недокрутил гайку, не закрепил монтажный провод, не отрегулировал контакт, вовремя не заменил неисправный соединитель. Свой «вклад» вносят старение, износ оборудования. А если под утро ударил мороз – перепад температуры...


Случаются, конечно, неприятности и не по вине эсцебистов: аварийное отключение электроэнергии, излом соединителя на перегоне, посторонний наброс на рельсы. Рельсовые цепи покажут ложную занятость, поезд остановится, начнется проверка его маршрута, запрут стрелки...


Все это – тот же «боковой ветер», при котором надо быстро сориентироваться и принять единственно правильное решение.


Руководство считает, что Владимир Птицын из тех, кому надо только поставить задачу. Он сам найдет пути и способы ее решения. На последнем комиссионном осмотре перед дистанцией была поставлена задача повысить уровень противопожарной безопасности релейных шкафов. На участке Птицына их немало – 84 штуки. Эту тяжелую работу коллектив сумел выполнить за три месяца: сами доставили на перегон шпалы, выложили из них планировку вокруг шкафов, засыпали щебенкой. Случись огонь – трава и кусты уже никогда не помешают подойти к оборудованию.


А вот еще пример. В школьные каникулы местные пацаны забрели на пути в поисках металлолома. На перегоне обрубили ломиком блестящие путевые перемычки. Сработало УКСПС. Старший электромеханик и электромонтер побежали на сигнальную точку. Мальчишки сиганули было в лес, но, разглядев из зарослей Птицына, вышли с повинной: «Дядя Володя, мы не знали, что это твое и такое нужное!» Ребятам и родителям, конечно, попало. Но теперь они воспринимают дорогу как хозяйство уважаемого ими человека. А значит, как объект личной защиты.

Автор: Лариса Андрюшина


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»