Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Любимое детище

Любимое детище

Валентина Сизых , хранитель фондов музея истории локомотивного депо Белгород

Помнится, как-то перед Днём железнодорожника журналистское любопытство привело меня в Белгородский государственный историко-краеведческий музей за материалами. Помявшись, там посоветовали обратиться к Валентине Дмитриевне Сизых – хранителю фондов музея истории локомотивного депо Белгород.


…Сливаясь и расходясь, причудливые линии человеческих судеб иногда подчиняются неведомым законам и поражают своими стройностью и постоянством. Так бывает, когда дети принимают из рук родителей символическую эстафетную палочку семейного дела. Валентина Сизых – представительница одной из старейших железнодорожных династий Мальцевых. Общий трудовой стаж династии составляет более 535 лет. Её основатель – Роман Сергеевич Мальцев – начал работать на железной дороге в 1897 году кондуктором. Его сыновья Павел Романович и Николай Романович трудились в паровозном депо Белгород машинистами паровоза. Павел Романович в 1943 году был зачислен в колонну № 10 особого резерва Народного комиссариата путей сообщения старшим машинистом паровоза. В составе колонны дошёл до Берлина, обеспечивая воинские перевозки для фронта. В 1947 году вернулся в Белгород, где продолжил работать старшим машинистом паровоза до выхода на пенсию.


Внук Романа Сергеевича Михаил Павлович трудовую деятельность на железной дороге начал в 1947 году помощником машиниста, его стаж – 41 год. Михаил Павлович – ветеран Великой Отечественной войны, награждён орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, многими медалями. Зять Романа Сергеевича – Алексей Назарович Науменко более 40 лет проработал в паровозном депо слесарем. Династию продолжили его дочь Тамара Алексеевна и зять Дмитрий Петрович. Правнучка Романа Сергеевича Мальцева Валентина Дмитриевна Сизых более 30 лет посвятила железной дороге. Трудовую деятельность в локомотивном депо Белгород начала в 1977 году техником-технологом, с 1981-го и до выхода на пенсию в 2008 году работала инструктором по безопасным методам работы. Валентина Дмитриевна – Почётный работник Юго-Восточной железной дороги, Почётный ветеран Юго-Восточной железной дороги, награждена знаком «За заслуги перед Юго-Восточной железной дорогой» первой степени. Дочь Валентины Дмитриевны – Ирина Николаевна – продолжатель семейной династии с 2004 года.


Локомотивное депо Белгород – старейшее предприятие в городе, известное своими боевыми и трудовыми традициями. Здесь зарождались многие передовые начинания и движения, трудятся замечательные династии. В музей, основанный ещё в 1967 году, ветераны и работники депо буквально по крупицам, в различных документах, на стендах и в макетах собирали историю своего предприятия.


После аварии (прорыва отопления) в этих стенах несколько лет царили тлен и запустение, и только благодаря стараниям хранителя фондов, настоящего энтузиаста своего дела Валентины Сизых и группы единомышленников храм памяти удалось возродить к жизни.


– Музей решили восстанавливать с приходом начальником депо Вячеслава Геннадьевича Потапова, – рассказывает Валентина Дмитриевна. – К инициативе подключился совет ветеранов войны и труда Белгородского региона во главе с Владимиром Матвеевичем Соклаковым. Огромное спасибо начальнику дороги Анатолию Ивановичу Володько, который на благое дело выделил миллион рублей.


От старых экспозиций мало что осталось – несколько фотографий и кубков, и те канули бы в Лету, если бы их не уберегла Сизых. Начали искать художника. Претенденты запрашивали миллион двести тысяч рублей, а где такие деньги взять? Согласился помочь Юрий Иванович Бондарев – член Союза художников России, белгородец, отец которого работал начальником железнодорожного домоуправления. Фонды комплектовали с помощью дарителей, собирали буквально по крупицам, кое-что из старого реставрировали, фотографировали… «Ходишь и просишь…» – так в нескольких словах охарактеризовала свою деятельность хранитель.


На реконструкцию с обновлением экспонатов ушло около двух лет, и в 2011 году музей истории локомотивного депо Белгород приветливо распахнул двери перед первыми посетителями. Торжественное открытие приурочили к 66-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, пригласили ветеранов. Многие вначале даже глазам своим не поверили: современное, уютное, красиво оформленное помещение – дворец, одним словом! Теперь не стыдно и высоким гостям показать, среди почётных посетителей – вице-президент ОАО «РЖД» Алексей Воротилкин, начальник дороги Анатолий Володько, заместитель председателя правительства Белгородской области Николай Калашников, не говоря уже о коллегах из дорожного, областных и городских музеев! Впрочем, здесь каждый посетитель – главный.


В торжественном митинге по случаю открытия принял участие председатель совета ветеранов войны и труда ЮВЖД Павел Прищепин, который подчеркнул, что музей истории локомотивного депо Белгород – 12-й на магистрали – призван стать центром воспитательной работы среди молодёжи. Выступившие ветераны и работники предприятия выразили уверенность, что на втором рождении музея точку ставить рано: экспонаты будут пополняться за счёт материалов из семейных архивов бывших работников, а также новых предметов, отражающих современную жизнь коллектива. И ведь как в воду глядели!


…Музейная тишина – не подходит по определению, вот и сегодня здесь оживлённо. Будущие железнодорожники, а пока учащиеся с любопытством льнут к витринам, стараясь не пропустить ни одного слова экскурсовода. Вливаясь в учебную группу, с интересом слушаю:

– Фёдор Яковлевич Эстис в 1943 году возглавлял 10-ю колонну, потом работал главным инженером и начальником депо. Какие при нём были порядок и чистота! В 1964 году наше предприятие заняло первое место на Южной железной дороге по эстетике и культуре производства.


Валентина Дмитриевна, которая сама проводит экскурсии, о многом может поведать. Вот, к примеру, чудом добытый сундучок машиниста, который ещё называют «шарманкой». «Раньше в таких в поездку брали хлеб с сальцем, а домой приносили немножко уголька…». Никто не мог подсказать, почему их красили в разные цвета. Ответ Сизых узнала на экскурсии в Московском историческом музее, посвящённой 170-летию железных дорог. Оказывается, у машинистов грузового движения сундучки были чёрными, а пассажирского – зелёными.


– А в этой витрине, пожалуй, самый редкий экспонат, которым не могут похвастаться и крупные музеи – солдатские обмотки, – продолжает экскурсию Валентина Дмитриевна.


– С удовольствием приводим сюда учебные группы, – говорит преподаватель Белгородского подразделения Юго-Восточного учебного центра профессиональной квалификации Сергей Федосеев, – даже людям со стороны интересно вникнуть в историю не только одного предприятия, но и всех железных дорог, да и для общего развития полезно. Моё внимание как профессионала больше привлекают старые инструменты и приборы. У самих появилась задумка создать хотя бы небольшой музей.


Нередкие гости здесь и воспитанники детского оздоровительного лагеря «Липки», которым Валентина Дмитриевна готова помочь обновить комнату боевой славы. Благо, опыта и любви к своему делу ей не занимать.


К счастью, помощников, людей неравнодушных, у Сизых хватает, а машинист Александр Михеев, можно сказать, правая рука, активный даритель. Чего стоит один только форменный костюм младшего лейтенанта 50-х годов, который пошил за свой счёт. А на макете депо мастер-реставратор заменил железную дорогу, установил деревья, покрасил здания. Машинисты собрали деньги на стеклянный купол, чтобы не пылился. Благодаря поддержке начальника Юго-Восточной дирекции тяги Андрея Чистякова купили витрины, подставки под альбомы, стеклянный шкаф.


Неуспокоенность Валентины Дмитриевны привела к новым преобразованиям в музее накануне профессионального праздника:

– Стояли красивые наградные флаги, которые вручались депо, но их не было видно. Теперь повесили на стенах в развёрнутом виде, и бархат сразу придал торжественность помещению. Нам помогли приобрести копию флага Победы, и вот – полюбуйтесь, теперь висит в зале, посвящённом истории Курской битвы. Нашла деньги – там же сделала красивое военное панно на холсте. Сейчас готовим материалы о пребывании Поезда Памяти. Новые стенды оформляет Юрий Бондарев, не теряем связь.


Воплотилась в жизнь и давняя мечта Валентины Сизых собрать предметы старины, которые использовали наши предки в быту. Конечно, на музейных площадях особо не разгуляешься, но нашёлся уголок, который и стал своеобразной изюминкой. Прялка, патефон, самовар, скатерть, рушник, различная утварь погружают в особую атмосферу.


– Сюда бы старинные часы, – вздыхает, – и ещё бы колокол у входа, хотя бы небольшие модели локомотивов…


И понимаешь: если задумала – обязательно добьётся! Значит, продолжится кропотливая работа, чтобы сделать любимое детище интересным для разных посетителей, чтобы каждый из них нашёл тут что-то созвучное собственной жизни и душе.

Автор: Галина Мостипан


Форум для отзывов 24 не существует.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»