Ночью 26 января в вагоне поезда №124 Абакан – Красноярск неожиданно появилась безбилетная пассажирка. Но за эту историю с «зайкой» проводник Алла Курбатова получила не взыскание, а поощрение – подарочный сертификат и переходящий знак лучшего сотрудника месяца по Абаканскому резерву проводников Енисейского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».
Начинался обычный рейс, ничем не отличавшийся от сотен других, которые были на счету Аллы Курбатовой за 25 лет её работы на Красноярской магистрали. Среди пассажиров плацкартного вагона много детей, заняты все 55 мест.
Но в середине маршрута к проводнику обратилась пассажирка, которая уступила своё нижнее место зашедшей в вагон на станции Курагино молодой женщине. Она сообщила, что соседке по имени Светлана становится плохо. Как выяснилось, будущая мама на 38-й неделе беременности ехала в краевой перинатальный центр по направлению врачей. До предполагаемой даты родов была ещё почти неделя, но, почувствовав недомогание, Светлана решила срочно самостоятельно выехать в клинику.
Билет достался только на верхнюю боковушку. Но мир не без добрых людей, и место на нижней полке ей уступили. А вот малыш, похоже, очень торопился появиться на свет, не считаясь с планами взрослых.
Проводник, согласно инструкции, незамедлительно доложила о нештатной ситуации начальнику поезда Замире Чернецкой. Мобильная связь на этом участке трассы практически отсутствует, поэтому начальник поезда через машиниста начала связываться с дежурным по станции, чтобы вызвать к поезду «скорую». События в течение последующего часа разворачивались стремительно. К ситуации подключилась проводница соседнего вагона Любовь Федосенко. Алла и Люба поначалу попытались оказать помощь прямо в вагоне: отгородились занавеской из простыни, посмотрели состояние женщины и поняли, что «процесс пошёл». При осмотре молодой мамы обнаружился также ещё один настораживающий фактор.
– Ноги женщины оказались перебинтованы из-за варикозной болезни, и шишки от тромбов на венах прощупывались аж через бинты, – вспоминает Любовь Федосенко. – Это же героизм, при таких обстоятельствах рискнуть на беременность, выходить и выносить ребёнка!
По медицинским показаниям в таком состоянии за 12 часов до родов необходимо делать укол разжижающим кровь препаратом. Но где теперь взять эти полсуток?!
Первые роды у этой молодой мамы несколько лет назад длились шесть часов, и на сей раз женщины очень надеялись дотянуть до ближайшей станции: «Дотерпишь до Саянской?» – «Не знаю».
Но терпеть сил не было. От криков женщины все в ночном вагоне взбудоражились: «Кто кричит? Что происходит? Детей разбудите!» – стали раздаваться раздражённые голоса.
Алла Курбатова мгновенно приняла решение.
– Вставай! Рожаем! – коротко разбудила она спавшего в служебном купе напарника – своего мужа Сергея.
Ничего не поняв спросонья, он тем не менее быстро освободил помещение. Проводницы застелили чистую постель и перевели роженицу в служебное купе. Кроме физической боли она чувствовала себя неловко из-за причинённых неудобств и хлопот – ночь, вагон, чужие люди, и всё так неожиданно: «Извините, меня, пожалуйста!».
– Ладно уж, милая, кричи, если тебе так легче, – посоветовала Алла.
Это теперь можно анализировать тот ночной случай, разбирать, правильными ли были действия железнодорожниц с точки зрения медицины и служебной этики. А тогда соображать и действовать нужно было быстро. Проводницы приготовили несколько комплектов чистого постельного белья. Так, есть аптечка, в ней перчатки, но они не обработанные. Алла тщательно вымыла с мылом руки, брызнула антисептиком из баллончика, протёрла стерильной салфеткой.
– Живот молодой мамы ходит ходуном. Девушка, которая уступила место, держала её за руки, успокаивала. И сама она молодец: выполняла все наши команды, чтобы не навредить малышу, – возвращается мысленно в ту январскую ночь Алла. – Головка появилась – чёрненькая, сначала плоская, а потом вдруг округлившаяся. Затем увидела носик, ручку. И вот уже тёплый маленький комочек в моих руках. Девочка – прелесть! Цыпушечка маленькая! Как игрушка! – не сдерживает тёплых чувств Алла. – Прямо красавица! Чистенькая. Курносенькая. Пальчики длинные, музыкальные.
«Как у папы, – устало проговорила роженица. – И носик папин».
Новорождённая пассажирка сразу же громко заявила о своём появлении в вагоне. Её приложили к маминой груди, она немного почмокала и уснула до самой Саянской.
Когда в 00.35 ребёнок заплакал, замолк пассажирский гам. А перед проводницами встали следующие, не менее важные задачи.
Детское «приданое» было уже заранее переправлено родителями в Красноярск. Так что Алла запеленала неожиданную пассажирку в простыню со штампом компании «ФПК» – даже конвертиком получилось, как это делают в роддоме. Прочистила новорождённой, по правилам, носик и ушки. Маме лёд на живот положили.
– Знаем, что пуповину надо перевязывать на отрезке в 10 сантиметров, а на каком расстоянии и в каком месте?
Минут десять сидела Алла с пуповиной в руках. Наконец появилась связь, одной из пассажирок удалось дозвониться по горячей линии 112, и ей по телефону объяснили алгоритм действий. Начальник поезда принесла из аптечки стерильные ножницы и салфетки. Подстраховавшись, сделали три узла: забинтовали сначала в трёх сантиметрах от пупка, а потом ещё два раза через пять сантиметров. Проводница завернула крошку в большое взрослое одеяло, прижала к себе, так и ехали два часа до остановки поезда.
– Как сама родила! – улыбается Алла. – Всегда девочку хотела.
На станции Саянской к поезду подъехала бригада «скорой помощи» со специальным набором для рожениц. Фельдшер высшей категории с 20-летним стажем Татьяна Пашкеева поставила зажим на пуповину, сделала укол находящейся в шоковом состоянии мамочке. Минут десять проводницы пообщались с местными медиками, подписали соответствующий акт, передали пассажиров в надёжные руки и поехали дальше.
– Спасибо проводникам! С их компетенцией они очень грамотно приняли роды, всё сделали правильно, – отметила главный врач узловой больницы на станции Саянская ОАО «РЖД» Татьяна Пинегина.
На обратном пути от той самой уступившей нижнюю полку девушки (она этим же поездом возвращалась в Абакан, а днём созванивалась с молодой мамой) Алла узнала, что и мама, и малышка находятся в роддоме и чувствуют себя нормально.
Ещё через день абаканские проводницы уже с новыми пассажирами считали километры пути в московском направлении. Но мысли о случившемся несколько дней буквально не выходили из головы, не давали заснуть:
– Неужели всё это с нами произошло? И ребёночек здоровенький, и женщине помогли. А ведь степень риска была высока: одни только больные сосуды при большом напряжении могли повести себя непредсказуемо.
У обеих женщин богатый жизненный опыт – не только собственные дети, но и практика общения с «братьями меньшими». Любовь Федосенко много лет держала собственное хозяйство и не раз принимала детёнышей своих животных. Алла Курбатова в школьные годы на практике и в каникулы работала в овчарнях, помогала взрослым ухаживать за крошечными ягнятами. Но участвовать в рождении маленького человека – это совсем другое дело. Без сомнения, подспорьем стали и знания, полученные на специальных занятиях для проводников.
– Алла Анатольевна Курбатова – мать двоих сыновей и можно сказать, ветеран нашего предприятия, – характеризует героиню начальник сектора управления персоналом пассажирского депо Красноярск Венера Садовая. – Она отзывчивая, общительная, заботливая, добрая, всегда стремится помочь, вникает в любую ситуацию, которая происходит. Наши коллеги с успехом воспользовались всеми теоретическими и практическими знаниями по медицинской подготовке и оказанию первой помощи, которые получают от инструкторов перед каждой поездкой.
Автор: Надежда Морозова