...Она не привыкла к излишнему вниманию и искренне считает, что в такой цифре нет ничего особенного. Да и мы узнали о таком работнике совершенно случайно, когда её награждали знаком «За доблестный труд на железнодорожном транспорте. 40 лет». Только представьте, человек всю жизнь проработал на магистрали! Знакомьтесь, Галина Малышева – оператор ДЦНТИБ.
Заходим в типографию, где трудится наша героиня. Застаем её на рабочем месте. Вокруг огромное количество коробок с бумагой, стоят большие печатные агрегаты и многофункциональные устройства. В бумажных джунглях наша героиня кажется доброй феей – простой, открытой и душевной. Она стеснительно улыбается, рассказывая о своей работе, но при этом её глаза сияют.
Галина Владимировна пришла на Южно-Уральскую дорогу, когда ей было 18 лет. До этого она меньше года проработала в городском ЦНТИ.
– Когда в ЦНТИ пришло время идти в отпуск, принесла начальнику заявление на увольнение. А он мне говорит: «Вы такая молодая и только начали работать, как можно уходить. Вас поманили, и вы сразу согласились. Надо быть верным своему предприятию», – рассказывает Галина Малышева. – В то время к так называемым «летунам», тем, кто долго не задерживался на одном рабочем месте, относились с осторожностью. Но я ушла и не жалею – работаю на дороге уже пятый десяток.
Многие полагают, что оказаться на таком солидном предприятии можно только с большим опытом или высшим образованием. Но она доказала обратное.
– А вы железнодорожный вуз окончили? – спрашиваю и получаю неожиданный для меня ответ.
– Ничего не оканчивала, – спокойно сказала она. – Нас в семье было четверо детей. Пыталась поступить в институт, но не получилось. Пошла работать. Большую роль в моём становлении сыграла наставник – Валентина Григорьевна Наумова. Она трудилась здесь печатником. Сказала, что, когда будет возможность, заберёт меня к себе. И выполнила обещание.
Работа оператора на первый взгляд может показаться рутинной. Но Малышева уверяет, это не так. Любая документация – распоряжения и приказы, постановления – приобретают конечный вид именно здесь. Кроме того, тут изготавливают и другую печатную продукцию. К примеру, удостоверения на детские железные дороги, санаторно-курортные книжки, талоны, бейджи, блокноты… Тиражирование и печать – основные задачи.
Галина Владимировна говорит, что ей нравится в работе абсолютно всё. Правда, отмечает, что раньше такое производство считалось вредным. Всем сотрудникам были положены молоко и дополнительные дни к отпуску. Они осуществляли так называемый процесс фотографирования. Необходимый для работ состав был не в жидком состоянии, как у фотографов, а в виде стеклянных шариков маленького диаметра, они обволакивались графитовым порошком, который напоминал пудру или пыль, от чего руки были грязные. Целый день проводили стоя возле машины. А сейчас старые установки заменил компьютер. Пара минут – и книжка готова. Любое количество страниц сделать просто и быстро.
Оператор говорит, что техника достаточно быстро развивалась, и осваивать её приходилось самостоятельно. Каждый аппарат сопровождался инструкцией, которая на время становилась настольной книгой. Современные программы были в новинку и казались довольно непростыми. Но даже, если поначалу что-то не понимали, потом проверяли методом проб и ошибок. Масштабные изменения начались с 2003 года с приходом нового руководителя Дмитрия Шахоткина. Полностью обновили технический парк. А при Евгении Болдовском у центра появились новые помещения, где с помощью кондиционеров поддерживается определённая температура. Если раньше каждый лист фальцевали вручную, потом складывали, сшивали, то теперь всё делает техника. Работать стало легче и интереснее.
– Задачи каждый день разные: книжку нужно сфальцевать, потом прошить или подрезать. Сидеть на одной операции было бы, наверно, скучно, – говорит она. – Может, секрет в том, что каждая работа хороша, если её любить.
Но, несмотря на существенное облегчение труда за счёт современной техники, свободного времени больше не стало. Ведь с реформированием дороги многие предприятия выделились из её структуры, и заказов стало больше. Порой необходимо укладываться в жёсткие сроки, задерживаться на работе. Срывов практически не бывает, только если сам заказчик до последнего вносит изменения в макет или есть трудности с расходными материалами. Малышева отмечает, что железная дорога – предприятие практически военное. Всё нужно согласовать, даже изменение размеров на пару миллиметров.
– Как-то была ситуация с пропусками. Формат, с точки зрения печати и экономии ресурсов, был неудобный – на лист не умещались. Поэтому решили их немного уменьшить и разместить так, чтобы было меньше обрезков. Но маленькое изменение не пропустила служба безопасности и пришлось всё переделывать.
За сорок лет её службы на благо ДЦНТИ сменилось семь руководителей. Сама повышения никогда не хотела. Говорит: «Нет, это не моё. Каждый должен быть на своём месте, и я его нашла». А если бы представилась возможность что-то поменять, не стала бы. Всю жизнь проработала здесь и считает, что ей повезло. Она застала и старых работников – хороший и добрый коллектив, с которыми до сих пор поддерживает тёплые отношения, и новое поколение. Молодые специалисты с компьютером на «ты» и даже помогают, что-то подсказывают.
Что особо примечательно, у Малышевой в семье до этого не было железнодорожников, да и дети решили не идти по стопам родителей. Настаивать не стала, уверена, каждый должен заниматься своим любимым делом. Если принуждать человека, хорошего специалиста из него не получится.
На своём примере убедилась в верности утверждения «сначала ты работаешь на репутацию, а потом она на тебя». Почувствовала это, когда получила заслуженную награду от руководства. Считает, что, когда к тебе прислушиваются и уважают, это и есть самая главная победа.
– Когда поздравляли коллеги, пожелала им в ответ доработать до такой же цифры или даже больше. На что они только посмеялись: «Больше-то и не бывает, наверное!», – говорит железнодорожница. – А секрет долгой работы на дороге прост – нужно любить свою работу и ответственно относиться к ней, тогда она будет в радость!
Автор: Наталья Лукьянчикова