Быть ответственным за охрану труда на крупном предприятии – это всё равно что находиться на вулкане, который может взорваться в любую минуту. А что, если на этом “вулкане” находится, да ещё не одно десятилетие, женщина, которой не один раз за это долгое время доводилось “предотвращать взрывы”?
12 апреля 2016 года в холле конторы Карымской дистанции пути на самом видном месте мы увидели набранное крупным шрифтом информационное сообщение: “Работаем без травм 4089 дней”.
Такие сообщения ежедневно вывешивает инженер по охране труда дистанции Любовь Шульгина. Если эти тысячи дней перевести в годы, то получается, что работники Карымской дистанции пути не допускают травматических случаев вот уже 12-й год. Давайте, по обычаю, на всякий случай, постучим пальцами по столу, и затем поинтересуемся, как карымчанам удаётся держать такую высокую планку в охране труда.
– Секрета в этом у нас нет, – сказала заместитель начальника Карымской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Татьяна Рютина. – Любовь Шульгина отвечает у нас за охрану труда ровно 20 лет. В линейных предприятиях Забайкальской дирекции инфраструктуры нет ни одного соответствующего специалиста с таким внушительным стажем. А ведь это очень трудная должность, требующая предельной ответственности и большого нервного напряжения. В 2012 году Любовь Николаевну наградили знаком ОАО “РЖД” “За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет”. А всего она работает у нас в дистанции 37 лет. Нам трудно будет найти замену этому специалисту – потребуются годы, чтобы подняться до такого высокого профессионального уровня.
Любовь Николаевна, несмотря на столь лестную оценку, высказала иное мнение.
– Хотя я 20 лет в этой должности, но, думаю, не знаю ещё многого, – считает она. – Нормативная база меняется постоянно, за всем этим сложно уследить. Поэтому приходится непрерывно учиться. Не чураюсь обращаться за консультациями в другие дистанции пути, к молодым инженерам по охране труда. Если нужна помощь, звоню по всей дороге – мы, инженеры по охране труда, всегда помогаем друг другу.
Любовь Николаевна говорит, что чувствует хорошую поддержку со стороны коллектива. Дорожные мастера знают, что могут позвонить ей в любое время и по любому вопросу. А если отправляют к ней на экзамен монтёра пути или бригадира, то, как правило, они подготовлены на 100%, ибо всем известно, что спрос со стороны Шульгиной будет строгим.
– До каждого нового работника стараюсь донести, что железнодорожный транспорт – это зона повышенной опасности, – говорит она. – Все правила по охране труда написаны кровью. Их надо знать, чтобы сохранить свою жизнь, не обездолить родных, не испортить репутацию руководителям.
Сегодня Любовь Николаевна не видит нерешаемых вопросов в своей работе. Возникают проблемы с обеспечением спецодеждой – из-за нехватки комплектов особо малых или больших размеров. Нужные размеры обязательно изыскивают на дороге по разным складам, так как выпускать человека на работу без спецодежды категорически запрещено.
– В этом вопросе хорошо помогает служба пути, где за охрану труда отвечает Вера Вологдина, человек с большим опытом, отзывчивый, – говорит Любовь Шульгина. – Большую поддержку получаем от начальника службы охраны труда Забайкальской дирекции инфраструктуры Александра Обухова. К нему можно обратиться с любым вопросом. Нравится работать с ведущим инженером дирекции инфраструктуры Мариной Номоконовой. Она помогает в проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах. За два последних года такая оценка проведена в дистанции на 148 рабочих местах, что позволило определить степень воздействия на работников таких негативных факторов, как, например, вибрация, шум, загазованность. Эта работа будет продолжена, а в 2017 году она распространится и на рабочие места специалистов, использующих компьютерную технику.
В прошлом году в дистанции была внедрена “Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте”. Она позволяет в режиме реального времени отслеживать состояние охраны труда на всех участках дистанции. Каждый работник дистанции имеет право внести в специальный журнал соответствия свои замечания по охране труда. Дистанция заказала для изготовления и скоро получит специальные стенды, отражающие работу этой системы. Они будут установлены не только в помещении конторы дистанции, но и на каждом линейном участке. С помощью разноцветных карточек на “кресте” (в такой форме на стенде отображены дни текущего месяца) ежедневно фиксируется состояние охраны труда. Если выставлена зелёная карточка – всё в порядке, а если иного цвета – то смотри в журнале запись о допущенных нарушениях.
– Сам стаж работы Любови Николаевны о многом говорит, – сказал главный инженер Карымской дистанции пути Василий Гусляков. – А ведь ей приходится решать много проблем, осваивать новые знания. Я получаю от неё большую поддержку в вопросах охраны труда. Она передала мне свой богатый опыт, оказывает во всём помощь, всегда готова задержаться на работе, выйти в выходные дни и праздники. Человек ответственный, всё делает вовремя. Нас проверяли комиссии дирекции инфраструктуры, службы охраны труда, Роспрофжел – было отмечено, что работа по охране труда организована на должной высоте. Ещё скажу, что Любовь Николаевна имеет замечательные человеческие качества. У меня недавно родился сын, в воспитании которого мы получили от неё много ценных советов. Она сама вырастила двоих детей, а сейчас воспитывает внука.
– Любовь Николаевна всегда выслушает, всегда поможет словом и делом, без внимания никого не оставит, – говорит председатель профсоюзной организации дистанции Светлана Мохиянова. – Конечно, бывает, что и вспылит, но по делу, и отходчивая она. Работники дистанции относятся к ней хорошо, доброжелательно. Любовь Николаевна такой человек, что располагает к себе. Она член профсоюзного комитета дистанции. Отвечает за охрану труда, но фактически активно участвует во всех профсоюзных делах, не жалея личного времени.
– А что время? – говорит Любовь Шульгина. – Коллектив у нас один, мы все члены профсоюза. Поэтому никогда не отказываемся помочь, если профком просит. Председатель профкома привлекает к общественной работе всех инженерно-технических работников. А в сложных ситуациях по вопросам охраны труда находим с профсоюзом компромиссы. Ведь приходится порой, если человек с первого-второго раза не понимает, лишать его, уже без лишних разговоров, талона предупреждения за нарушение правил охраны труда.
– А как вы стали железнодорожником? – задаю наш традиционный вопрос Любови Николаевне.
Она, оказывается, родилась не в Забайкалье. Ей было 15 лет, когда родители по совету маминой подружки переехали из-под Ленинграда в Карымскую. Родители стали работать строителями. Семья на первых порах жила в вагончике, вокруг которого отец разбил огородик, и у них была с него своя зелень на столе. Потом они получили трёхкомнатную квартиру. Но отец трагически погиб, и тогда Любе, самой старшей из четверых детей Шульгиных, пришлось оставить дневную школу и стать почтальоном. Нужно было помогать матери, которая очень сильно болела. Юную девушку с огромной сумкой с газетами и журналами вскоре приметили сотрудники районного военкомата и пригласили к себе на работу. Ей выдали военный билет, присвоили звание старшего сержанта, но вскоре она вышла замуж и родила. Когда была в декретном отпуске, соседка попросила подменить её в дистанции пути, где она работала кассиром и вот уже два года не отдыхала. Люба пришла в дистанцию на полтора месяца, чтобы просто подработать немного, а осталась на всю жизнь.
Начальник дистанции отговорил работящую и исполнительную девушку возвращаться в военкомат, а предложил должность техника в техотделе, несмотря на то, что у неё не было никакого путейского образования.
– Моим первым наставником стал заместитель начальника дистанции по пути Дмитрий Рыжков, – вспоминает Любовь Николаевна. – Я ведь даже не могла тогда отличить чётный путь от нечётного, а при слове “окно” в моём воображении рисовалась иная картина, далёкая от путейского дела. Дмитрий Макарович показывал и объяснял мне назначение каждой детали верхнего строения пути. Он потом, когда я уже стала настоящим путейцем, всегда и всем с гордостью говорил, что я его ученица. Сегодня на фасаде конторы дистанции прикреплена мемориальная доска в честь Дмитрия Рыжкова, всю жизнь проработавшего в нашем коллективе, куда он пришёл в годы войны, когда его комиссовали из армии. Я благодарна жизни за то, что мне всегда очень везло на хороших людей. Это я могу сказать и в отношении более десятка начальников нашей дистанции пути, с которыми мне довелось работать за пролетевшие десятилетия.
На следующий год Люба поступила заочно в железнодорожный техникум на отделение строительства и эксплуатации железных дорог. Её вскоре повысили, сделав старшим техником. А потом, будучи уже инженером по охране труда, она заочно поступила в железнодорожный институт и окончила его.
С годами Любовь Николаевна стала членом большой железнодорожной династии Шульгиных. Её муж работал в дистанции бригадиром пути. Его родители были железнодорожниками. Брат и сестра работают на железной дороге. Сын и дочь тоже железнодорожники и работают вместе с нею в Карымской дистанции пути – монтёром пути и сигналистом, соответственно. Сын окончил техникум и намерен получить высшее железнодорожное образование. И хотя её старшие внуки поглядывают нынче в другую сторону от железной дороги, но у них вся жизнь впереди, и вполне возможно, что судьба приведёт на стальную магистраль и их.
А Любовь Николаевна говорит, что если бы жизнь могла повториться, то она, пожалуй, не отказалась бы вновь пройти по пути, который стал для неё главным.
Автор: Валерий Беломестнов