На следующий день после 8 Марта начальник Каменского участка Алтайского регионального центра связи Василий Хижняк отправился в Кемеровскую область, в гости к давним друзьям, которых не видел несколько лет. Подумаешь, всего пара-тройка часов на автомобиле. Кто мог предположить, что на современной трассе буквально в нескольких десятках километров от мегаполиса люди окажутся отрезанными от цивилизации и часами будут ждать помощи.
Мартовское светопредставление
Поначалу ничто не предвещало беды. Ярко светило солнце, трасса была полупустая, хорошо очищенная от снега, и Василий Александрович в мыслях уже представлял долгожданную встречу с друзьями.
Вдруг впереди показалась снежная завеса. Опытный водитель сразу же сбросил скорость, напряженно вглядываясь вперед, пытаясь понять, что это за «загадка природы». Через несколько сот метров облегченно вздохнул: облако снега поднял огромный грейдер, чистящий обочины. Обогнав его, Хижняк вновь разогнал свою «тойоту» до положенных на трассе 90 км/ч.
Через несколько десятков километров, когда дорога вышла из лесистой местности, на правой полосе стали попадаться небольшие снежные заносы. «Не успели еще дорожники убрать», – подумал Василий Александрович. Странно, но ни грейдеров, ни тракторов на открытой всем ветрам трассе больше не попадалось. Как и не было и встречного автотранспорта.
Начал усиливаться ветер, поднимая высоко в небо снежные хлопья. Даже солнечные лучи теперь с трудом пробивались сквозь молочно-белую стену. Забеспокоившийся Хижняк включил радио и поймал станцию, передающую прогноз погоды, – бодрым голосом ведущий сообщал, что «на сегодня осадков не ожидается, ветер с порывами, а температура около нуля». Только вот обстановка на ленинск-кузнецкой трассе была далеко от прогнозируемой.
Движение замедлилось. Впереди ехали несколько автомобилей, и Хижняк пристроился к ним в «хвост». Заносы на дороге становились все больше и больше, а ветер – все сильнее и сильнее. Скорость упала до 30-40 км/ч. «Быстрее бы проехать открытую местность, в каком-нибудь селе пережду непогоду», – подумал железнодорожник.
Четырехполосная автотрасса сузилась до одной полосы. Причем продвигаться небольшому каравану приходилось по встречной, а иной раз и по соседней обочине. Сквозь мокрый снег, с которым едва справлялись «дворники», едва видны красные габариты впереди едущей машины. В какой-то момент Хижняк чуть притормозил, и сразу же оказался в белой пелене: куда ехать? ничего не видно! Что-то замелькало впереди. Водитель облегченно вздохнул: «Свои!».
– Двигаться было очень сложно, – вспоминает Василий Александрович. – У меня на глазах так занесло грузовик, что водитель едва справился с управлением и не вылетел в кювет.
Наконец, впереди показался перелесок. Ветер, запутавшись в кронах деревьев, чуть стих, улеглась и снежная буря. На повороте была видна длинная вереница автомобилей.
– Оказалось, в нескольких километрах дальше по трассе занесло фуру, она перекрыла движение и в нашем, и во встречном направлениях. Ждали тяжелую технику, которая не могла пробиться сквозь заносы, – рассказывает Хижняк.
Долгая дорога домой
Несколько автовладельцев, в том числе и Василий Александрович, решили повернуть назад. Дорога домой оказалась куда как труднее.
Дороги, в общем-то, не было – одни сугробы. Маленький караванчик едва пробивался вперед, благо возглавлял колонну «УАЗ-Патриот». Вдруг впереди в кювете Хижняк увидел полузанесенный автомобиль. Его водитель тщетно, по колено в снегу, пытался откопать колеса машины.
«Голова» каравана прошла мимо, не останавливаясь. «Замерзнет ведь на ветру!» – пронеслось в голове Хижняка. Да и не принято у железнодорожников бросать попавших в беду людей. Посигналив остальным, Василий Александрович кинулся на помощь. В грудь ударил такой порыв ветра, что мужчина едва устоял на ногах. Лицо занесло противной холодной снежной массой. С трудом открыв багажник, Хижняк достал лопату – «Я ее всегда с собой вожу» – и преодолевая нестихающий ветер, побежал к занесенному автомобилю. Его примеру последовали и другие автолюбители.
Несколько минут все молча трудились, пытаясь вызволить бедолагу из плена. Однако ветер «работал» быстрее, задувая и автомобиль, и людей снежной массой. «Нужно дернуть тросом!», – крикнул Василий Александрович. Владелец «Патриота» молча кивнул и кинулся к своему авто.
Первая попытка оказалась неудачной – нейлоновый трос сразу же оборвался. Хижняк достал свой, стальной. Подцепили сразу двумя автомобилями: к «Патриоту» подъехал тойотовский внедорожник. Остальные водители толкали застрявшую машину со стороны капота. Вторая попытка была успешнее – оставив в кювете передний бампер и защиту картера, автомобиль выехал на асфальт. Его продрогший владелец даже не мог поблагодарить своих спасителей: окоченевшие от ветра и мокрого снега губы отказывались подчиняться. Василий Хижняк снова вернулся к своей «Тойоте», достал термос с горячим чаем, которым он надеялся подкрепиться в пути следования, и отпоил им бедолагу.
Теперь путешественников ожидала другая беда. Пока они помогали своему попавшему в беду коллеге, занесло их автомобили. Лопата была только у Хижняка и еще одного автовладельца. Остальные откапывались голыми руками. Оставшийся «на колесах» УАЗик поочередно вытаскивал машины на свободное от заносов место. Наконец, колонна двинулась дальше.
Впереди начали попадаться застрявшие встречные автомобили.
– Одну машину занесло почти по крышу. Мы снова остановились, помогли. Все, понятно, нервничали, и было отчего. В чистом поле, на таком ветру так хотелось попить горячего чая. Кто бы знал, что в такую историю попадем? – говорит Василий Хижняк.
Спустя несколько часов маленький караван с опустевшими бензобаками машин и измочаленными бураном водителями въехал в город. У поста ГИБДД остановились, вышли из автомобилей. Никто ничего не говорил, люди были эмоционально и физически опустошены. Просто постояли, помолчали. Наконец, владелец «Патриота» подошел к Хижняку и крепко пожал ему руку: «Ну ты мужик!». Это признание коллеги по автоцеху было выше всяких похвал и наград.
Счастливый жребий
Если выстроить в ряд все средства передвижения, на которых Василию Хижняку довелось ездить, получится длинная «линейка». Начиналось все с мотоциклов. Сначала это был М-49, затем М-72. А завершил тройку мотоцикл «Урал».
Пересесть на машину помог случай. В 1980 году на предприятии, где трудился Хижняк, списывали ГАЗ-69. Машина намотала десятки тысяч километров, но могла еще послужить. Вот только для этого нужны были умелые руки, которые привели бы ее в порядок. В коллективе стали тянуть жребий, и он «выбрал» как раз того, кто мог без особых проблем с этим справиться. Счастливый случай выпал на долю Василия Хижняка!
А сколько было тогда у него радости! Событие стало настоящим чудом, и, конечно же, он всю свою душу вложил в свой «газик». Поэтому и расставаться с ним было очень жалко, когда появилась возможность приобрести «копейку». После этого была пятая модель ВАЗа, затем седьмая, девятая, девяносто третья. Наконец, пришло время и для иностранных марок. Сначала это был «Ниссан». А последние пять лет Василий Александрович ездит на «Тойоте».
– Куда чаще всего ведут ваши дороги? – спрашиваю его.
– Трудно сказать, везде езжу. По городу, за грибами, на рыбалку, к сыну. Да вы на счетчик посмотрели бы – за пять лет почти 200 тыс. км накрутил! Пять раз вокруг экватора!
– А дальние рейсы?
– Тоже есть такое. В Омск, на Урал и даже в европейскую часть страны.
Поинтересовался я и взаимоотношением с представителями ГИБДД. В ответ Василий Александрович заулыбался: «Складываются, как и у других водителей».
P.S. В первом квартале коллектив, который возглавляет Василий Хижняк, отработал успешно. По итогам весеннего комиссионного осмотра оценку получил хорошую. Наша беседа состоялась как раз в тот момент, когда Василий Александрович писал рапорт на поощрение лучших работников своего участка.
Справка «Транссиба»:
9 марта штормовой ветер захватил половину Сибири – Новосибирскую, Кемеровскую области, Красноярский и Алтайский края, Хакасию. Особенно сильные заносы были в Кемеровской области, где было перекрыто транспортное сообщение в направлении Томской и Новосибирской областей, а также приостановлено движение в сторону Красноярска, Барнаула и Бийска.
Движение по трассе М-53 заблокировала длинная вереница автомобилей. За короткое время в пробку попало более 200 автомобилей.
Автор: Владимир Павлов, Максим Михайлов
Forum with id 24 is not found.