На дороге кадровики до сих пор не могут назвать точное число своих работников – участников локальных боевых действий. Пересчитать всех поимённо – именно такую задачу поставил для начала перед собой лидер нового общественного движения на Восточно-Сибирской магистрали.
На обиженных воду возят
Юрий Бочков на дороге человек, если можно так сказать, новый-старый. В 2000 году была его первая попытка устроиться и закрепиться на ВСЖД. Тогда он получил заветное рабочее место монтёра пути в ПЧ Иркутск-сортировочный. Трудолюбивого, старательного парня взяли на заметку. Стали готовить документы для отправки его на бригадирские курсы в дорожный учебный центр. Только нашла тогда в околотке, где он трудился, коса на камень. Наказали их бригадира раз-другой за нарушение трудовой дисциплины, а восстанавливать ему премию негласно принуждали их, зелёных монтёров пути. Дескать, скиньтесь ребята по сотенке-другой, уважьте бугра, с вас не убудет. Юрка вскипел, встал за правду, повздорил с дорожным мастером. Как итог его несостоявшейся карьеры – заявление об увольнении.
Может, и стерпел бы он обиду, но чашу терпения переполнила кадровик ПЧ. Вместо того чтобы успокоить парня, взяла да брякнула сходу: «Дезертир!» Обиделся Юрка до глубины души и сгоряча дал себе зарок: на железную дорогу – ни ногой...
Второй заход он сделал на дорогу с лёгкой руки одного из родственников. Пообещал тот поспособствовать с устройством на работу в ближнее к Мегету вагонное эксплуатационное депо Суховская-Южная. Пораскинул мозгами Юра: с одной стороны, жалко расставаться со статусом свободного предпринимателя, а с другой – хотелось иметь стабильный заработок и не перебиваться с хлеба на квас, имея за плечами семью. Взяли его в депо на рабочее место слесаря подвижного состава. И здесь он проявил свою профессиональную востребованность. В короткое время на практике освоил специальность осмотрщика.
– Претензий к Юрию Владимировичу нет никаких, можно сказать, образцово выполняет свои служебные обязанности, – считает заместитель начальника ВЧДЭ Иркутск-сортировочный (ВЧДЭ Суховская-Южная вошло в состав этого предприятия) Захар Поцелуйко.
Уроки Джелалабада
Прошли десятилетия после ввода Советских войск в Афганистан, а в памяти таких парней, как Юрий, вошедших «в состав ограниченного контингента», до сих пор жестокие картины войны. Представьте 18-летнего мальчишку, только что окончившего профессионально-техническое училище при Коршуновском ГОКе в далёком северном Железногорске-Илимском, брошенного в пекло в буквальном и переносном смысле дикой, в европейском понимании, среднеазиатской страны, раздираемой гражданской войной. Брошенного не абы куда, а в уже тогда знаменитый «мусульманский батальон», 154-й отдельный отряд специального назначения ГРУ генерального штаба, укомплектованного в основном представителями трёх национальностей – узбеками, туркменами, таджиками. Именно это воинское элитное образование спецназа штурмовало дворец президента ДРА Хафизуллы Амина. В одном из административных центров страны Джелалабаде таким паренькам, как Юрка, пришлось увидеть кровь, раны, смерть своих товарищей...
Дважды он был представлен к солдатской медали «За боевые заслуги» и дважды отклонён кабинетным начальством.
– Мотивировка была одна – неуставные отношения, – усмехается Юрий. – На самом деле приходилось перечить тому же начальству, чтобы хоть как-то отстоять наши солдатские права.
Да дело, собственно, не в этих наградах, главное то, что они, афганцы, сумели и через десятилетия сохранить и приумножить своё братство.
Юрий никогда не прерывал связи с сослуживцами. Вот и в нынешний день ВДВ, а его армейские спецназовцы считают своим, трое из них, в том числе Юрий Бочков, своеобразно отметили праздник. Они покорили Мунку-Сардык – высшую горную точку Саян – и водрузили на её вершине знамя военных воздушных десантников (на снимке).
Первые на сети
– Приходится часто и плотно общаться с коллегами с других дорог и могу однозначно заявить, что ничего подобного, как наше общественное объединение ветеранов боевых действий ВСЖД, ни у кого нет, – отмечает председатель Дорожного координационного совета ветеранов Владимир Евгеньевич Гребенюк. – В апреле я присутствовал на учредительном собрании этого замечательного формирования и лишний раз убедился, что бывшие наши солдаты, а ныне железнодорожники, принимавшие участие в локальных войнах современности, полны благородных устремлений помогать друг другу, общаться между собой, участвовать в значимых общественных патриотических мероприятиях. К сожалению, мы сегодня даже и не знаем, сколько у нас на дороге трудится этих ребят, защищавших страну в ближних и дальних конфликтах.
На том апрельском собрании Юрий был избран председателем. Это было его выстраданное детище. Не год и не два он мечтал об объединении афганцев, чеченцев.
– Своих деповских ребят, прошедших через локальные войны, я, конечно же, всех знаю, а вот дальше начинаются проблемы, – вздыхает глава общественного формирования. – Информацию о их наличии на предприятиях дороги приходится вылавливать по крохам. Например, через знакомых бамовцев узнал, что только в Новочарском эксплуатационном локомотивном депо наших трудится около двух десятков человек. Не ошибусь, если скажу, что ветеранов локальных войн на дороге не одна сотня. Мы наладили тесные отношения с Иркутской областной общественной организацией ветеранов Афганистана и участников боевых действий. Оказалось, что у них на учёте свыше 12 тысяч человек, из них 600 афганцев.
Именно с помощью «областников», а эта организация в октябре отметит своё 25-летие, их коллеги-железнодорожники приобрели полтора десятка юбилейных медалей, посвящённых этому славному юбилею. Помог с финансами профком ВЧДЭ Иркутск-сортировочный. Кроме того, Иркутская областная общественная организация ветеранов Афганистана и участников боевых действий вышла с инициативой на руководство дороги отметить двух своих парней во время празднования Дня компании. К награждению представлены Павел Гончаров, осмотрщик вагонов станции Касьяновка, и Дмитрий Кириллов, осмотрщик вагонов станции Зима. Необходимо добавить, что оба были участниками военных действий на Северном Кавказе, имеют государственные награды.
«Ветераны боевых действий – особая категория сотрудников Восточно-Сибирской магистрали, которые не на словах, а на деле исполнили свой воинский долг, с честью выполнили возложенные на них боевые задачи, – говорится в письме. – Они рисковали жизнями, а в мирное время продолжают трудиться и добросовестно выполнять служебные обязанности на благо компании. Ветераны боевых действий служат примером для других работников ОАО «РЖД», их любят и уважают в коллективах».
– Мы всё равно продвинем в жизнь поднятую нами патриотическую инициативу, нас обязательно признают на дороге! – с пылкостью уверяет Юрий Бочков. – Мы заслужили это и своим трудом на благо железнодорожной компании, и ратными делами прошлого. По большому счёту, это прежде всего нужно подрастающему поколению, которое завтра придёт работать на железную дорогу и которое, к сожалению, не знает, какой кровью и героизмом наших солдат обошлись войны и в Афганистане, и в Чечне.
Автор: Александр Филиппов
Forum with id 24 is not found.