Недавно начальник вокзала Рузаевка Николай Салеев награждён знаком «Новатор ОАО «РЖД». До этого события он уже имел знак «За безопасность движения» и носил звание заслуженного работника транспорта Республики Мордовия.
Очередная награда вручена Николаю Салееву за успешную реализацию инновационных идей, создание и внедрение новой техники и технологий, разработку и осуществление мероприятий, направленных на повышение эффективности организации производства.
Сам рационализатор считает, что рабочее время – это важнейший и невосполнимый ресурс. «Если решаешь улучшить условия труда как своего, так и всего рабочего коллектива, постоянно приходится анализировать уровень использования времени и его потери», – говорит он.
Под рукой начальника вокзала обширное хозяйство, которое требует постоянного наведения порядка. Только пассажирские платформы №№1 и 2 составляют площадь чуть ли не в гектар. В зимнее время их уборка – это постоянная головная боль. В Пензе погода то выкатит недельную норму осадков в виде снега, то одарит неожиданной оттепелью и последующим гололёдом. Не в мгновение ока тогда смогут навести блеск и чистоту на своей территории три уборщицы с лопатами, совками, вёдрами и тележками и два тракториста на своих юрких тракторах, чтобы пассажирам было комфортно и безопасно выходить на посадку к поездам.
В гололёд обязательно нужен механизированный пескоразбрасыватель. К такой мысли Николай Салеев пришёл, глядя на то, как неэффективно тратится рабочее время уборщиц, которые посыпали платформы песком из ведра. Как помочь женщинам, у которых кроме этих обязанностей еще дел невпроворот? Этот вопрос не давал ему покоя. Дома чертил схемы в тетради, высчитывал, записывал. Вырисовывалась загрузочная ёмкость с приспособлениями. Нужен был подходящий трактор. Пригодился ВТЗ-2048–КО со стандартным навесным устройством коммунально-строительных машин, который был задействован на уборке привокзальной территории. К достоинствам этой машины можно отнести применение регулируемой колеи и возможность прицепить к машине пескоразбрасыватель. Получился маневренный агрегат,который позволил осуществлять более качественную обработку пассажирских платформ вокзала Рузаевка противогололёдными средствами, уменьшил риск возникновения случаев травмирования пассажиров, работников вокзального комплекса и причастных хозяйств.
«Кроме облегчения труда уборщиц и культуры безопасности, мы выиграли и в расходе песка, сократив его потребление на 0,3 куба», – добавляет Николай Салеев.
А на очереди встала модификация другого трактора из существующего парка машин. МТЗ-80 был приспособлен для чистки габаритов платформ. Для этого рационализатор усовершенствовал ковш на стреле «стального коня» и с его помощью снег по периметру платформы можно было убирать очень быстро. Раньше, чтобы борта почистить с обеих сторон платформы, людям надо было пройти с лопатой почти 1 км 200 м.
Когда в Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов начали активно внедрять технологии бережливого производства, включился в это важное дело и Николай Салеев. Результат был таким, что в прошлом году его проект занял первое место по сети дорог в конкурсе хозяйств Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) по оригинальности и эффективности лучших разработок лин-технологий. С помощью специального пресса работники вокзала избавились от скопления больших объёмов бытовых отходов и снизили расходы на их утилизацию и транспортировку. Очень важный момент. В Куйбышевской РДЖВ этот опыт растиражирован на площадки сбора твёрдых бытовых отходов всех крупных вокзалов и принёс Дирекции более 1 млн руб. экономии. Значительно снижено негативное воздействие на окружающую среду.
Николай Салеев получил диплом инженера-электрика путей сообщения в 1991 году. Трудовую деятельность начинал электромонтёром дистанции сигнализации, централизации и блокировки, служил два года в армии, потом работал старшим электромехаником, ревизором по безопасности движения. А общий стаж работы на железнодорожном транспорте насчитывает сейчас 23 года.
По словам новатора, ему в жизни везло на руководителей, которые нацеливали на творческую деятельность и сами щедро делились богатым опытом. Это относится к начальникам дистанций СЦБ Александру Веришко, Александру Терёхину, главному ревизору Пензенского региона Петру Кузькину, начальнику РДЖВ Андрею Комаровскому.
Добавим, что с железной дорогой связана трудовая жизнь родителей, бабушек и дедушек новатора. Он получил хорошую путёву в жизнь.
Автор: Владимир Акшаев