– Мама, ты знаешь Катю и Виталика? Их в детский дом отдают, и уже увезли в детскую больницу!
В голосе дочери, рвавшемся из телефона, было столько боли, отчаяния и недоумения, а новость казалась такой неправдоподобной. И у Наталии защемило сердце: как? почему?
Нетелефонный разговор
Катя и Виталий – Дашины одноклассники. Жили ребята в соседней деревне, в приёмной семье, с опекунами. Ситуацию эту в селе в своё время обсудили детально и всесторонне. Потом – улеглось, успокоилось. И вот сейчас, через одиннадцать лет, дети снова остались без семьи.
– Но ведь на следующий год – девятый класс, – дрожит в трубке голос дочери. – Как они школу заканчивать будут? Может, они пока у нас поживут?
Наталия Волегова была в тот день в рейсе. Работа ответственная – проводник фирменного поезда «Италмас». Давать волю эмоциям, переживаниям нельзя. Да и что скажешь дочери сейчас, по телефону?
– Даша, давай я вернусь из поездки, порешаем с папой этот вопрос, и тогда я тебе всё скажу.
А потом был семейный совет. Сочувствие, сопереживание, желание помочь – это одно. Однако и возможности свои надо взвесить, чтобы не говорить потом, что сил не хватило. Высказаться дали каждому, даже самому маленькому – Павлу Александровичу, которому тогда и четырёх лет не исполнилось: хочет ли он ещё сестру и брата. Ну а решающее слово, конечно же, за главой семейства, потому что...
– Всё хозяйство на Саше, всё сам делает, – с нескрываемым уважением и гордостью за мужа говорит Наталия.
Это сейчас, во время отпуска, она постоянно дома и старается не упустить ни минутки, чтобы пообщаться с детьми, чему-то их научить, вместе с ними заняться чем-то важным и полезным для дома. А вот будни у проводников поездов дальнего следования сами знаете какие: Ижевск – Москва, Москва – Ижевск, отдых – и снова в путь.
Хозяйство у Александра и Наталии Волеговых, надо сказать, немаленькое. 25 соток земли («Картошку только вчера посадили», – сообщают), корова, телёнок, куры. Поросята – разных пород и мастей, есть и чёрненькие - щекастые, бокастые. «Вьетнамские вислобрюхие», – поясняют мне. Красавцы, да и только.
– Когда я руку к ним просовываю, они меня трогают, – Павлушка с готовностью демонстрирует умение обращаться с домашними животными.
О пользе ранних браков
– Александр, а вы только фермерством занимаетесь?
– Да нет, всё это – в свободное от работы время. И для души: нравится.
Счастье их начиналось восемнадцать лет назад. Александр и Наталия, видный парень и симпатичная девчонка, сами тогда были почти детьми.
– Он жил в деревне Беркуты, уже работал в колхозе, а я туда к бабушке приезжала на лето, – рассказывает Наталия. – Никаких ухаживаний – просто дружили. Но бабушка моя как-то мне говорит: «Наташ, какой хороший парень. Вот пока я живая, хочу, чтобы ты за него замуж вышла». Я Саше про это сказала, а он: «Ну раз так, давай поженимся». 23 октября в 1998 году свадьбу сыграли.
Родителям молодожёнов пришлось тогда писать согласие на брак: невесте и жениху восемнадцати не исполнилось.
Даша родилась у них только через три года. Несмотря на юный возраст, подход к жизни – что у Наталии, что у Александра – основательный: сначала надо выучиться, хоть немного обустроиться. В маленький домик на два окошечка, где с трудом размещались кровать, диван и стол, переезжали втроём. Ну а Павел Александрович у них родился уже в новом, в большом доме.
И ещё дети
Так же ответственно подошли к разрешению неожиданно возникшей ситуации. Посчитали: зарплата у обоих, по местным меркам, очень даже неплохая. Наталия на железной дороге работает, Александр – в Воткинске, на производстве. Хозяйство крепкое: мясом себя обеспечивают, овощей-картошки на зиму хватает. Дом просторный – позавидовать можно. А материнской душевности и заботы, отцовской требовательности хватит не только на Дашу и Павлушу.
– В школу я сходила, в райисполком съездила, в органы опеки. Потом медкомиссия.
За неделю оформила все документы.
Кстати, по ходу дела выяснилось, что оформлять документы надо на трёх детей. У Кати и Виталика есть названная сестра – Света. И без неё они никуда не поедут, даже к самым расчудесным родителям. Вот так: все трое из разных семей, а за прожитые вместе годы стали роднее родных.
И Волеговы решились: где двое, там и третьему, вернее третьей, места хватит.
– Поначалу тяжело было, – не скрывает Александр. – Мы не знаем их, они – нас. Надо было привыкать друг к другу.
– Но сейчас общий язык сейчас уже нашли, – подхватывает Наталия. – Легче стало.
Недавно отметили первую годовщину. 15 мая – ровно год, как дети живут в приёмной семье Волеговых. По этому случаю устроили праздничный ужин.
О будущем
Родители охотно рассказывают о детях, их успехах, надеждах, планах. Самая старшая из них теперь Катя: ей уже исполнилось шестнадцать.
– Катюша у нас любит вязать, – начинает перечисление Наталия.
– Она мне носки связала, – включается в разговор Павлуша.
– А ещё вышивает, очень красиво у неё получается. Косички замечательные заплетает, причёски делает. Рисовать любит. В танцевальный кружок ходит. Хотела бы стать педагогом в начальных классах. Но у нас в Воткинске не обучают этому. Надо ехать в Ижевск или Можгу.
Сама Катя, когда встал вопрос о дальнейшей учёбе, заявила: дальше Воткинска никуда не поедет.
– Наверное, просто боится снова потерять семью, – размышляет Наталия. И вспоминает, как в прошлом году, когда органы опеки предлагали детям льготные путёвки в летний лагерь, Катя отказалась наотрез. В день, когда решался вопрос о поездке, просто не пошла в школу.
– Я боялась, что вы меня оттуда потом не возьмёте, – призналась она позже маме и папе.
– Ну куда же я от вас денусь, – улыбается Наталия и обнимает девочку. – А насчёт учебы – я и сама их далеко не отпущу.
Так что поступать в этом году все трое – Катя, Даша и Виталик – будут в машиностроительный техникум. Закончат, станут повзрослее – можно будет подумать и о высшем образовании, об Ижевске.
Увлечения Виталия – спорт и музыка.
– На самбо хожу, – рассказывает он. – Когда ездили на республиканские соревнования, первое место занял в своей весовой категории.
Сейчас, правда, все награды, привезённые воткинскими спортсменами, находятся в райадминистрации. Вручение – чуть позже. А по поводу музыки...
– Классику слушаю, - лукаво улыбается он. – И рок тоже.
Любитель музыки, кстати, здесь не один. Даша одновременно с девятилеткой окончила школу искусств. Фортепиано в зале на втором этаже – её инструмент. Есть грамоты от директора ДШИ – «за хорошую учёбу и активную концертную деятельность». Через несколько дней выпускной экзамен, Даша заметно волнуется. «Всё будет хорошо», – убеждает мама. И вскоре всех нас, собравшихся на втором этаже, уже завораживают звуки вальса, который девушке предстоит играть на экзамене. Второе серьёзное увлечение – волейбол. Успехи есть и на этой стезе.
Меньше других участие в общем разговоре принимает Света.
– Светочка очень добрая, но очень застенчивая, – мама на секунду задумывается. – В школе почему-то всегда в сторонке. И, думаю, для неё особенно важно общение здесь, в семье, с братьями и сёстрами. В последнее время увлеклась велосипедом. У Кати учится вязать. И вообще, потихонечку оттаивает.
Ну а самый младший, Павел Александрович требует постоянного внимания. От всех.
– Павлуша, на кого ты похож? На маму или на папу?
– На Виталика! Он меня на велосипеде научил кататься, – и бегом на улицу, к велосипеду.
За сохранение традиций
На день в семье Волеговых варят пятилитровую кастрюлю супа. Вторых – обязательно два, должен же быть у человека выбор: картошка или рис, рыба или гуляш. Макароны и муку закупают мешками. Стиральный порошок – большими пакетами.
– Часто из поездок везу, из Нижнего Новгорода, где можно купить подешевле, – делится Наталия секретами экономии.
Недавно, в Международный день семьи, Волеговым вручили благодарственное письмо от администрации Воткинского района Удмуртии – «за укрепление и развитие института семьи, сохранение и укрепление духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, за большой вклад в воспитание достойного поколения».
Автор: Марина Галкина