Всё-таки это правильно – отмечать тех, кто добился успехов в той или иной сфере. Об этом думаешь всякий раз, когда беседуешь с оценёнными по заслугам людьми. Пример тому – машинист первого класса эксплуатационного локомотивного депо Москва-пассажирская Курская Московской дирекции тяги Сергей Поляков. В марте этого года он удостоен звания «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте».
– Сергей, – стучит в дверь недавно прибывшего в депо локомотива маневровый машинист Игорь Руснак. – Серёга, покажись, к тебе пришли.
Руснак так же, как и я, ждёт Полякова. Как только тот выполнит всё, что положено по регламенту по возвращении из поездки, маневровый машинист должен отогнать локомотив на канаву. Там машину осмотрят и, если потребуется, произведут необходимый ремонт. В этот раз, как выяснилось позже, у Сергея Владимировича претензий к состоянию электровоза не было.
Наконец, дверь кабины открылась, и показался Сергей Поляков.
– На Курский вокзал поезд пришёл в 17.20. Пока пассажиров высадили, пока диспетчер дал отмашку на выезд – на дворе всё-таки час пик, народ идёт с работы, и в первую очередь надо было электрички отправить, – кратко обрисовал он ситуацию.
Чувствовалось, что после нескольких часов, проведённых в дороге, у него накопилась усталость. Но я бы сказала, не столько физическая, сколько та, что появляется по причине большой ответственности за результат дела. Тем не менее на Сергее – белая форменная рубашка, держится он молодцом.
Кстати, по моим наблюдениям, все машинисты, приходившие этим вечером в депо на явку, выглядели аккуратно. И это радует, ибо даже постороннему человеку говорит о многом и прежде всего о том, что в дирекции тяги, в депо работают над этим, справедливо полагая, что опрятный внешний вид делу только в помощь.
В отличие от тех, кто сегодня пришёл на работу, Сергей Поляков прибыл на явку ровно сутки назад, в 18.25, чтобы в 20.05 с поездом №32 «Вятка» сообщением Москва – Киров отправиться с Ярославского вокзала в Нижний Новгород. Прибыв туда в 02.07 и передав поезд другой бригаде, ушёл в комнаты отдыха локомотивных бригад. В 12.30 он вновь в депо, а в 13.40 повёз пассажиров поезда №707 «Стриж» в столицу. Небольшая деталь: от Москвы до Нижнего Поляков управлял электровозом ЭП-20. Эти машины относятся к очередному поколению электровозов, и пока что не всякий машинист, даже обладающий достаточными знаниями, соглашается ездить на ЭП-20.
Сколько же раз за более чем 30 лет Сергей Поляков начинал осваивать новое. Перерыв был только два года, с апреля 1980 по июнь 1982-го, когда он уходил на службу в армию. Почётный долг отдавал на дальневосточных рубежах, в погранвойсках.
– Из-за этого мне, москвичу, не довелось почувствовать атмосферу Олимпиады-80 в самой столице, – говорит Сергей. – Впрочем, её дух витал и на погранзаставе. Тогда там царила повышенная бдительность. Если кто помнит, отношения между СССР и Китаем в те годы были не самыми лучшими. К тому же некоторые страны объявили бойкот проведению Олимпийских игр в СССР. Невольно напрашиваются параллели с нынешним годом, когда наших спортсменов грозятся не допустить на Игры в Рио-де-Жанейро.
В 1982 году, вернувшись из армии на родное предприятие, Поляков недолго ходил в помощниках машиниста. Через некоторое время его вызвал тогдашний начальник депо Валерий Титов.
– У Михаила Ивановича Сергеева, с которым ты начинал ездить ещё во время производственной практики, сложилось мнение, что тебе надо повышать квалификацию и сдавать на права управления. Что думаешь, Сергей, по этому поводу?
– Как я мог ответить Валерию Васильевичу? Конечно, дал согласие, – вспоминает Поляков. – В депо его очень уважали. Руководитель и специалист он был хороший. Не зря впоследствии возглавлял локомотивную службу Московской дороги и соответствующий главк в МПС. В депо тогда существовала практика, когда каждые три-четыре года надо было повышать свой профессиональный уровень. Конечно, были такие, кто всю жизнь проходил в помощниках. То ли ответственности боялись, то ли были неспособны сесть за контроллер. А я и не скрываю: учиться я любил всегда. Пошёл в дортехшколу, потом сдавал экзамены. Через несколько лет стал машинистом первого класса.
За те часы, что я провела в депо в ожидании героя своей будущей публикации, довелось услышать немало добрых слов в его адрес. Чувствовалось, что этот человек пользуется уважением и в коллективе, и у руководства. Причины просты: хорошее знание своего дела, постоянное стремление к новому, коммуникабельность, порядочность. Тот же Игорь Руснак, с которым мы успели поговорить и о жизни, и о производстве, и о времени, когда-то начинал осваивать секреты профессии под руководством Сергея Полякова. Сегодня они оба, получив хороший жизненный и профессиональный опыт, друг с другом на ты. Но всё же в словах, интонациях Игоря Анатольевича чувствуется уважение к старшему товарищу.
Если же говорить о молодёжи, то в эксплуатационном локомотивном депо Москва-пассажирская Курская её немало. В том числе и среди руководителей. Начальник депо Игорь Бочаров, его заместитель Андрей Родионов, главный инженер Михаил Сукало, машинист-инструктор колонны Алексей Вахонин, в чьём непосредственном подчинении находится Сергей Поляков, пока что не обременены сединами. Сравнительно недавно завершив обучение в ведущих железнодорожных вузах, они уже на практике уверенно осваивают «науку побеждать». И очень важно, есть ли им на кого опереться. По мнению всех, с кем довелось поговорить, в лице Сергея Полякова они имеют надёжный тыл. Возьмём ту же новую технику.
– В 2015 году вместе с Сергеем Владимировичем я был командирован в Новочеркасск на локомотивостроительный завод, – поделился своими впечатлениями Андрей Родионов. – Приехали мы туда, чтобы детально освоить новую серию электровоза ЭП-20, который именно здесь и выпускается. Я сразу почувствовал деловой настрой Сергея Владимировича. На заводе в Новочеркасске он буквально облазил локомотив, изучил все его узлы, электронную начинку. Вопросы задавал по существу. Думаю, что сегодня это помогает Полякову в повседневной работе. В нашем депо он ведь один из первопроходцев – водит скоростные поезда «Стриж» до Нижнего Новгорода и обратно. На это предложение согласился сразу.
Напомним, что эксплуатационное локомотивное депо Москва-Курская является опорным для обкатки нового подвижного состава. За несколько лет до создания ЭП-20 Сергей Поляков был в числе тех, кто помогал конструкторам усовершенствовать ЭП-10. Затем на этом локомотиве водил до Нижнего Новгорода «Буревестники». Одним из достоинств эпэшек считает их возможность работать как на постоянном, так и переменном токе.
– Благодаря этому во Владимире, где переменный ток переходит в постоянный, не требуется менять локомотив, – поясняет он. – И поезд стоит всего две-три минуты, в то время как в ином случае – до 25-ти.
Михаил Сукало – один из тех, кого Сергей Владимирович в своё время учил мастерству вождения локомотива.
– Начинал я в депо в 2001 году с помощника машиниста, – рассказывает Михаил. – Мне посчастливилось ездить с ним, видеть, как ему удаётся экономить электроэнергию. В частности, Сергей Владимирович делился со мной, как использовать максимальную мощность машины, употребляя параллельное соединение тяговых двигателей. Не секрет, что этот приём в арсенале далеко не у всех машинистов. Здесь ведь нужен точный расчёт, учёт конкретных условий ведения поезда. На ЧС-7 он экономит электроэнергию, применяя систему автоведения (УСАВПП).
И главный инженер подтверждает: Сергей Поляков любит новое, не пугается пилотных проектов, которыми славится полигон столичной магистрали.
– Он стал одним из первых, кто повёл новый подвижной состав – поезд «Стриж», – продолжает Михаил. – А ведь недавно Сергею Владимировичу стукнуло 55. Некоторые из машинистов с трудом дорабатывают до этих лет и уходят на заслуженный отдых. Но он нисколько не колебался, когда ему предложили работать на «Стрижах».
По словам самого Сергея Полякова, для него не имеет значения, каким локомотивом управлять. Это, по мнению коллег, свидетельство того, что он хорошо знает все пассажирские локомотивы. Кажется, что ему подвластно всё, даже провести поезд с закрытыми глазами.
Правда, у «Стрижей» есть отличие от прежнего подвижного состава. Машинисту Полякову они кажутся лёгкими.
– Словно пушинка, – приводит он сравнение. – А ведь вагоны всегда заполнены. В нынешних непростых экономических условиях «Стрижи» выручают и пассажиров, и железнодорожников.
Какие ещё «секреты», кроме отличного знания техники, имеются у Сергея Полякова? Надо, делится он, перед отправлением любого поезда как следует настроить себя на работу. Это означает, что никаких посторонних мыслей в голове не должно быть.
– Этому я и своих подопечных учил, – говорит он. – Конечно, новички не всегда справляются с этой задачей. И меня, когда начинал, эмоции захлёстывали. Но постепенно я приучил себя думать только о деле. Полезная привычка. У меня и дома все знают: перед поездкой отца не трогать!
Отвечая на вопрос, какой момент в его работе самый радостный, Сергей сказал буквально следующее.
– Конечно, когда возвращаюсь домой. Всё прошло, как надо. Пассажиры благополучно добрались до места назначения. Сколько же у большинства людей положительных эмоций от встречи с родными, друзьями! Особенно это чувствуется, когда вчерашние солдаты едут домой и встречают их матери. А вот при отправлении новобранцев женщины, как правило, плачут. Интересно наблюдать и за молодёжью: объятия, поцелуи, порой парочки не могут оторваться друг от друга.
Старейшее на дороге депо, ныне готовящееся к 150-летию, всегда славилось своими передовиками. В их числе Герой Советского Союза Александр Левченко, Герой Социалистического Труда Анатолий Фролов. Сегодня в числе лучших – машинист, почётный железнодорожник Алексей Степанов. В прошлом году это звание было присвоено машинисту Вадиму Лукьяненко и его помощнику Андрею Никонову, с честью вышедшим из сложной ситуации. Список можно продолжать. Затронул эту тему и Сергей Поляков.
– Спору нет, в отрасли всегда ценили наш нелёгкий труд. Присвоение мне звания «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте» – тому свидетельство. И я горжусь, что мой вклад отмечен, – продолжает один из лучших на сети машинистов. – В компании эта традиция устояла и тогда, когда в стране шли глобальные перемены. Учреждено и звание «Герой Труда Российской Федерации». Недавно по ТВ показывали, как Владимир Владимирович Путин вручал звёзды героя. Честно говоря, думал увидеть среди награждённых и железнодорожников…
В этот раз возвращение домой было особенно радостным: закончилась последняя перед отпуском поездка. Пару деньков дома. А затем они с женой уедут на дачу в Тверскую область. Конечно, не обойдётся без визитов детей и внуков. У Сергея Владимировича и Аллы Анатольевны две дочери и сын, две внучки и внук. Неподалёку живёт старший брат. И дни рождения у них по «соседству» – 21 и 28 мая. Сергею исполнилось 55, брат на пять лет старше. Первые дни в отпуске, тем более на природе, всегда радостны, наполнены дачными заботами.
– А спустя какое-то время начинаешь думать о депо, о ребятах, – говорит Сергей Владимирович. – Такая она притягательная, железная дорога.
Автор: Вера Чубарова