Твёрдый характер и нежное сердце определяют жизненный путь Ирины Кузнецовой.
В вагонном хозяйстве Северной дороги она единственная женщина – мастер текущего отцепочного ремонта. Сугубо мужская работа не мешает ей быть любящей и заботливой матерью семерых детей и бабушкой пятерых внуков.
Ирина тоже выросла в многодетной семье, у неё шестеро братьев и сестёр. Мать овдовела, когда девочке было десять лет, а младшие дети были совсем крохи. Нелёгкая ноша легла на женские плечи. Извилисты пути судьбы, никто не ведает её причуд, и Ирина, конечно, не могла предположить, что полностью повторит материнский подвиг.
Деревенская девчушка из липецкой глубинки первый раз увидела железную дорогу, локомотив, вагоны, когда ей было шесть лет. И это зрелище так запало в душу, так покорило её, что решение созрело раз и навсегда: буду железнодорожницей. И с намеченного пути она не свернула. Уже тогда у юной Ирины сформировался характер: решила – добьюсь. Этот стержень не раз помогал преодолевать крутые перекаты реки жизни.
Изначально девочку манила романтика профессии проводника – пути-дороги, новые горизонты, новые люди, новые миры. Но так сложилось, что поступила она в Ожерельевский железнодорожный техникум учиться на вагонника. Впрочем, ни разу за 35 лет работы на стальных магистралях об этом не пожалела.
После окончания техникума попала в Александров, работала осмотрщиком-ремонтником вагонов. И здесь встретила свою любовь на всю жизнь. В командировку из далёкой Воркуты приехал бравый офицер из тамошнего линейного отдела милиции. Он сразу приметил симпатичную девушку, да и она не могла не обратить на него внимания – красивый, статный. И очень добрый.
– Окончательно он покорил моё сердце, когда где-то раздобыл и преподнёс шоколадные конфеты, страшный дефицит. Целый килограмм! – с улыбкой вспоминает Ирина. – Тут уж я не устояла и согласилась отдать ему руку и сердце.
Они уехали к месту его службы, в суровое Заполярье. Но тепло любви согревало их, огонь семейного очага горел ярко и ровно. Один за другим являлись в этот мир маленькие человечки, скрепляя и без того нерушимый союз двух сердец. А десять лет назад внезапно перестало биться сердце единственного мужчины её жизни. Младшенькой было тогда всего три с половиной года…
– Я никогда, ни одного мгновения своей жизни не жалела о том, что родила столько детей, – говорит Ирина. – Всех их хотела и ждала. Дал бы Бог больше – была бы только счастлива. Конечно, были и бессонные ночи, и детские болезни, и бытовые проблемы. Но это всё забывается, счастье куда как больше невзгод. Ребята выросли дружными, старшие с самых ранних лет заботились о младших, во многом заменяя родителей, пропадавших на работе с раннего утра почти до ночи. Знаете, какая сейчас радость, когда, например, на Новый год собирается вся-вся семья? Словами не передать.
Сейчас дочке-первенцу исполнилось 33 года, младшая – старшеклассница. Мир полон добрыми людьми, уверена Ирина Кузнецова. Когда она овдовела, на помощь пришли родные, близкие, друзья, коллеги. Не оставило вниманием и руководство вагонного депо. Но и не забудет Ирина, как обожгли её слова одной из мелких муниципальных чинуш. Частный дом, в котором жила Кузнецова с детьми, не выдержал условий Крайнего Севера и стал приходить в негодность. Очередь на получение нового благоустроенного жилья в Воркуте растянулась тогда на 17 лет. Многодетная мать имела все права на новоселье вне очереди. Обивая бюрократические пороги, Ирина получила как пощечину процеженные сквозь зубы слова чиновницы: «Вы их для кого рожали? Для себя. Государство вас об этом не просило». Но добилась Ирина своего, несмотря ни на какие препоны. Характер. Решила – добьётся. И, надо заметить, положенного ей по закону Российской Федерации ордена «Родительская слава» она не имеет. Просто хлопотать об этом она не считает нужным. А тем, кто должен этим заниматься по служебным обязанностям, видно, как всегда, недосуг.
22 года работает Ирина Кузнецова в эксплуатационном вагонном депо Воркута. Из них 10 в должности мастера текущего отцепочного ремонта. В подчинении одни мужчины. Вспоминает, что приняли её суровые северные осмотрщики-ремонтники вагонов не сразу. Поначалу всерьёз не воспринимали начальника в юбке.
– Бывало, и всплакнёшь украдкой от бессилия, – признаётся Ирина. – Но пересилишь себя, скажешь «надо» и набираешься сил.
И вновь пришлось проявить всю силу характера. Но не только её, но изрядную долю дипломатии.
– Нельзя ломать мужиков, доказывать им, что женщина сильнее только на том основании, что её начальником назначили, – уверена мастер. – К каждому искала свой подход, вела долгие разговоры, пыталась понять, что главное у человека в работе и жизни. Теперь могу с уверенностью сказать, что в нашем коллективе всё держится на дружбе и доверии.
У Ирины Кузнецовой немало наград и поощрений за многолетний добросовестный труд. Вот и недавно, в июне, во время весеннего комиссионного осмотра начальник Северной железной дороги Сергей Кобзев вручил ей Почётную грамоту, подписанную президентом компании.
Автор: Владимир Савичев