Ремонт пути – годами отработанная технология, но иногда он требует от участников этого процесса напряжения всех сил, полной и самоотверженной отдачи, смелости и отваги
Самоотверженно боролся с наводнением бригадир Минераловодской дистанции пути Станислав Радченко.
Обильные осадки два дня испытывали на прочность Минераловодский регион СКЖД, где в ряде мест произошло подтопление путей. Но, благодаря профессио¬нальным действиям участников восстановительных работ, последствия стихии были в кратчайшие сроки устранены.
Погода в регионе испортилась 16 июня. Два дня шёл дождь, ливнёвки в городах не справлялись с оттоком воды. И в Пятигорске, и в Минеральных Водах в цент¬ре к 17 июня местами воды было уже по щиколотку. Ещё один день ливня, и случился бы настоящий страшный потоп, наподобие того, что произошёл в регионе в 2002 году. На СКЖД был создан оперативный штаб под управлением начальника дороги для максимально быстрой ликвидации всех последствий подтопления.
Коллектив Минераловодской дистанции пути с самого начала дождя находился в состоянии повышенной готовности. Ситуация контролировалась с помощью видеокамер, дежурившие круглосуточно обходчики время от времени фиксировали небольшие подтопления и в случае надобности вызывали подмогу. Вода то тут, то там постепенно подходила к железнодорожному полотну. Произошло серьёзное подтопление путей в районе станции Пятигорск и на участке Минеральные Воды – Виноградная.
Ситуация усугубилась, когда в частных рыбоводче¬ских прудах, расположенных на возвышенности, вода вышла из берегов и хлынула вниз. Случился «несанкционированный сброс». Это произошло между 1846-м и 1847-м километром. Выход воды был кратко-временным, но мощным и заметно повредил путь. Чётный и нечётный пути на протяжении 450 метров какое-то время были затоплены. Движение поездов было приостановлено. Задержаны пригородный поезд сообщением Будённовск – Минеральные Воды и пассажирский поезд №397 Махачкала – Санкт-Петербург.
Бригада Радченко срочно прибыла на объект.
– Нам была поставлена задача: обеспечить безопасный пропуск поездов, – рассказывает Станислав. – В наибольшей степени пострадал нечётный путь, туда мы направились, чтобы ликвидировать размывы. На протяжении 150 метров путь был размыт, пострадали ящики, подшпальные гнёзда, не хватало балласта.
Проверить визуально, насколько пострадал путь, было невозможно – всё было под водой. И Станислав Радченко стал нырять в воду и проверять состояние пути на ощупь.
– Проверять нужно было каждый метр пути, вода – очень опасная вещь для нашего полотна, – рассказывает Станислав Радченко. – Так и определяли степень ущерба и необходимые для восстановления ресурсы: материалы, технику.
Затем был определён план восстановления движения на пострадавшем пути при условии соблюдения всех норм безопасности движения, и коллектив оперативно принялся за дело.
Работать путейцам пришлось по пояс в воде, бригадир Радченко и тут был впереди.
Состояние пути, благодаря работе путейцев улучшалось. Потом вода постепенно стала уходить,
Пассажиры остановленного неподалёку поезда уже начали волноваться, выглядывать: а что же там, впереди, происходит, почему стоим? Когда они воочию увидели причину, то поняли, насколько серьёзна была ситуация, а, возможно, и задумались о том, какой сложный, временами героический труд у железнодорожников. К месту происшествия оперативно прибыли руководители из управления дороги, Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры, Минераловодской дистанции пути. Поезда с затопленного нечётного пути отвели подошедшим локомотивом на станцию Виноградная и пустили их на малой скорости по чётному. Движение поездов возобновилось.
А у бригады Радченко (а также коллективов из дистанций энергоснабжения и СЦБ) было ещё много работы. Путейцам в каком-то смысле повезло, поскольку совсем рядом находился полностью заправленный и укомплектованный выправочно-подбивочный комплекс. Интересно, что все путевые машины, которые вошли на подтопленный объект, обратно выйти в этот день уже не смогли, поскольку вода всё прибывала и прибывала, и все подступы были в конце концов затоплены, залило даже мосты. Машины «заночевали» рядом с местом проводимых работ уже после того, как в них не было необходимости.
Станислав Радченко не считает этот эпизод чем-то сверхъестественным в своей работе. Гордится своими коллегами, радуется тому, что путь был полностью восстановлен примерно за два часа, а отделочные работы произведены также оперативно и профессионально.
– Сделали так, что, если кто не знает, что там было затопление, то и не догадаешься, внешне никаких следов не осталось, – считает он.
Доволен он и тем, что пассажирское движение было быстро и качественно восстановлено. А это значит, что пассажиры, давно привыкшие к тому, что поезда ходят по графику, не были разочарованы в РЖД.
Станислав Радченко на дороге уже 25 лет, учился в Бесланской дортехшколе, в Тихорецком железнодорожном техникуме. Рассказывает, что в Минераловодскую дистанцию пути попал случайно, хотя его мама и работала на Минераловодском узле. Но отпахав с годик, он твёрдо решил, что путевое хозяйство – его дорога.
– Сначала, конечно, было тяжело, но постепенно втянулся в эту работу, – рассказывает Станислав Радченко, – и понял, что в ней есть своя романтика. Сегодня ты на одном объекте, завтра – на другом. Всё время в движении, на свежем воздухе, в коллективе товарищей – ведь остаются работать в дистанции только люди крепкие, надёжные. Таких романтиков, как я, возможно, мало уже осталось.
Но они есть.
Романтический интерес был подкреплён и материальными стимулами – Станислав получил от дороги квартиру, нормальный социальный пакет.
Бригадиру всего 46 лет, но у него уже подрастают двое внучек. Кстати, хобби у Радченко тоже в известном смысле романтическое – мотокросс. На мотоцикле в Минеральных Водах есть, где развернуться. Люди крепкого характера ездят по горным тропам и прочим непроезжим местам, участвуют в местных соревнованиях.
Вместе со Станиславом Радченко по холмам и лесным тропам катается и главный инженер Минераловодской дистанции пути Владимир Кульбаченко.
– Мы ездим от Змейки до Пятигорска, – рассказывает он. – Машук, Бештау нами изъезжены вдоль и поперёк. Проблема лишь в одном: выходных в обычном понимании этого слова у нас, путейцев, нет, так что выбираемся, как получится.
Автор: Валерий Павлов