Не часто пишут люди в редакцию газеты о своих руководителях, поэтому мы не могли оставить без внимания обращение работников станции Уаз. Они попросили рассказать о своём начальнике Любови Соломеиной. По словам коллег, она знает работу каждого своего сотрудника, от путейца до дежурного по станции, и всегда готова помочь любому из них.
Начало
– Я попала на железную дорогу, как говорят, за компанию, – рассказывает Любовь Юрьевна. – Училась в школе № 65 на станции Кын в Пермском крае. В середине 1970-х там была сильная команда лыжников. Многие из ребят, с которыми наша сборная ездила на соревнования, поступили в железнодорожный вуз. После сессии они приезжали на каникулы и расхваливали лыжную базу и тренеров, которые с ними занимаются.
В 1976 году учителя советовали Любе поступать в педагогический, видели в ней хорошего преподавателя. В итоге она всё-таки выбрала железнодорожный институт: учиться среди друзей было веселее, проще и спокойнее. Летом 1981 года, после получения диплома, её направили на станцию Кузино. Спустя полгода, из-за проблем с жильём, чета Соломеиных решила переехать. Мужа Любови Юрьевны, Александра Васильевича, в то время ждали на заводе «Уралмаш», где молодым супругам обещали комнату в общежитии. Но, вместо желаемой станции Свердловск-Сортировочный, Любовь Юрьевну назначили заместителем начальника грузовой станции Уаз. А спустя четыре года она заняла место своего руководителя.
Работа
Любовь Юрьевна приняла на себя руководство коллективом. В это время у многих её подчинённых подошёл срок выхода на пенсию. Их заменяли молодые работники – тогда в течение месяца принималось и увольнялось по пять-семь человек. Была самая настоящая текучка кадров из-за того, что не все из претендентов справлялись с возложенными на них обязанностями. Чтобы найти хорошего приёмосдатчика груза и багажа или дежурного по станции, в котором был бы уверен руководитель, нужно уметь тщательно подбирать персонал. И молодому начальнику пришлось освоить такой навык в кротчайшие сроки.
– Я, например, не каждому могу сказать, что он способен работать дежурным по станции, – говорит Любовь Юрьевна. – Некоторые черты характера, например мягкость, нетребовательность, невнимательность, не позволяет людям занимать эту должность. Такого человека опасно ставить на столь ответственное место. Приёмосдатчики, в свою очередь, должны быть немного «коммерсантами»: нужно уметь выйти из любого конфликта интересов победителем, чтобы «и волки сыты, и овцы целы». А представители предприятий бывают разные: столкновения, противостояния происходят регулярно и важно принять правильное решение, продумать свои действия на несколько ходов вперёд. Я всегда говорю своим сотрудникам о том, что нужно анализировать ситуацию. Те, кто следуют моему совету, реже допускают ошибки, а кто не думает о том, что он делает, чаще попадает в неприятности.
Поддержание хороших отношений внутри коллектива не менее важная составляющая работы руководителя.
– Недавно рассказывала менее опытному начальнику станции, о том, что я лучше объединю подчинённых против себя, чем они будут «воевать» друг с другом,– делится опытом Любовь Юрьевна. – Внутренние конфликты опасны: кто-то что-то не передал, в итоге, ЧП. Напряжённость в коллективе нужно гасить: разбирать каждый случай в мельчайших деталях и выяснять причины недопонимания. Обычно сотрудники не держат в себе проблемы, да и я стараюсь найти время на беседу с каждым из них. Всё-таки у нас дружная команда: одна из дежурных по станции недавно рассказала о том, что они здесь как сёстры, помогают и поддерживают друг друга. Значит, правильно подобран коллектив, все на своих местах. Есть этому и объективное подтверждение: на станции Уаз один из наименьших показателей текучести кадров.
Дежурный по станции – это сменный помощник начальника, естественно, на такую должность берут не всякого. Специалист должен быть и ответственным, и дисциплинированным, и гибким командиром.
– Освободилось у нас место дежурного, – рассказывает Любовь Юрьевна. – И вот обратился ко мне молодой человек, говорит, что хочет занять эту должность. Если верить характеристике, выданной ещё в армии, он идеально подходит для такой работы. Дальше, если его направить в вуз, из него получится толковый командир. Но внешний вид не соответствовал характеристике – напротив меня сидел молодой скромный парень. Всё переживала, как он будет работать с «акулами». Взяла несколько дней на обдумывание и всё-таки приняла нового сотрудника. Сейчас конечно есть вопросы к нему, но, вижу, человек старается, какие-то решения, может, не всегда правильные, принимает самостоятельно. Правда, иногда приходится говорить работнику: «Жалею, что взяла тебя». Но это для того, чтобы человек понимал, что я за него поручилась, взяла на себя ответственность, и он должен соответствовать занимаемой должности.
«Не будьте «кнопочниками», будьте дежурными», – часто повторяет на планёрных совещаниях Любовь Соломеина. Сидит человек, нажимает на кнопки, вместо того, чтобы планировать свой труд заранее. Много задач у железнодорожников, которые нужно тщательно продумывать. Например, пропуск поездов: нужно не просто объявить, но и организовать совместную работу с коллегами. Именно этому и учит каждый день своих сотрудников начальник станции.
Свободное время
– Мы проводим большую часть жизни на работе, и в итоге у нас формируются специфические знания – говорит Любовь Юрьевна. – Все они о железной дороге, но и остальной мир заслуживает нашего внимания. Сейчас не хватает времени даже на такие важные вещи, как чтение, но именно оно развивает логическое мышление, зрительную память и речь, а это не лишний багаж для руководителя. Бывает, успеваю почитать в поезде, по дороге домой. Но, это не особо удобно. Сейчас готовлюсь к ремонту квартиры, поэтому перебираю домашнюю библиотеку. Оказалось, что содержание некоторых произведений уже забылось, а до остальных так и не дошли руки. Второе хобби, которое пришлось отложить до «лучших времён», стало садоводство. Сейчас бываю на даче не чаще одного или двух раз в неделю. Мечтаю, через пару месяцев выйдя на пенсию, заняться вплотную своим цветником и библиотекой.
Подводя итоги...
Любовь Соломеина была награждена знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет», имеет благодарности и почётные грамоты от руководства железной дороги... Её ценят и уважают как коллеги-руководители, так и сотрудники родной станции.
Автор: Валерия Михайлова
Forum with id 24 is not found.