Ревизор по безопасности движения поездов Саратовского региона (по хозяйствам СЦБ и связи) Михаил Никулин уверен: возможности человеческой памяти не безграничны, поэтому хранить в ней нужно только самое необходимое.
Необычная методика запоминания информации, которой пользовался главный герой произведений Артура Конан Дойля, позволяет герою нашего времени легко ориентироваться в кипах различных инструкций и прочих нормативных документов ОАО «РЖД».
Чертоги разума
– Человеческий мозг – это пустой чердак, куда можно набить, что угодно. Одни так и делают: тащат туда всё нужное и ненужное, – цитирует классика мой собеседник. – И наконец, наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что её не достанешь... Я делаю по-другому. На моём «чердаке» только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой.
Всевозможные регламенты, схемы, инструкции и приказы ОАО «РЖД» уже давно стали неотъемлемыми атрибутами рабочего процесса нашего героя. Ориентироваться во всём этом многообразии Михаилу Никулину помогает его «хорошая память на цифры». В качестве примера ревизор привёл один примечательный случай из своей биографии. В самом начале трудового пути в Саратовской дистанции СЦБ он держал экзамен перед вышестоящим руководством.
– Как сейчас помню, один из вопросов звучал так: «Какие работы производятся на станции без оформления записей в журнале осмотра?». Я написал: «Приложение № 3 к инструкции ЦШ-530», – припомнил Никулин. – И хотя сегодня перечень работ, выполняемых без отключения централизации, прописан в другом документе, на том экзамене мой ответ был правильным. Постоянно держать в голове все формулировки из множества приказов, нормативов и инструкций невозможно. Главное – помнить, где их можно найти и прочитать!
Увидев список цифр в качестве ответов на все остальные вопросы, экзаменатор пришёл в замешательство. Но потом согласился с ходом мысли перспективного молодого специалиста. Экзамен был успешно сдан, и как раз в его 23-й день рождения Михаила Никулина назначили на должность старшего электромеханика участка СЦБ Багаевка – Кокурино. Этот факт из трудовой биографии Михаила говорит о многом. Ведь стать командиром среднего звена в столь молодом возрасте удаётся далеко не каждому железнодорожнику.
Электромеханик с душой ревизора
Наш герой быстро освоился на новой должности. Сумел зарекомендовать себя не только как грамотный специалист, но и как отличный рационализатор. Про его оригинальные технические решения в своё время даже писали в журнале «Автоматика, связь, информатика». А в 2010 году реализация проекта «Предупреждение проезда запрещающих сигналов светофоров» привела Михаила в число призёров конкурса инновационных проектов «Новое звено».
– Когда я работал ревизором службы автоматики и телемеханики, неоднократно приезжал с проверками к Михаилу Никулину на станцию Багаевка, – вспоминает заместитель директора Саратовского техникума железнодорожного транспорта Денис Селивёров. – Эти проверки он воспринимал не как какое-то наказание, а как подспорье в эксплуатационной работе. Ведь ревизоры не наказывают, а подсказывают железнодорожникам, где они недоглядели, чтобы предотвратить нежелательные события, связанные с безопасностью движения поездов. Глядя на позитивное отношение Михаила к нашей работе, я уже тогда разглядел в нём будущего ревизора.
Сотрудником ревизорского аппарата Саратовского региона магистрали Михаил Никулин стал в 2011 году. Знак «За безопасность движения» и именные часы начальника Приволжской железной дороги за добросовестный труд – лучшее подтверждение того, что профессиональная «рокировка» была не напрасной.
– Моя работа очень интересная, но требует усидчивости, – рассказывает Никулин. – От профессионального и принципиального отношения ревизоров к своему делу в значительной степени зависит исправное состояние объектов инфраструктуры, технических средств и подвижного состава, а также неукоснительное соблюдение технологии производства работ.
Не забуду альма-матер
За годы ревизорской работы Михаил Никулин сам провёл не одну сотню проверок на линии, а общее число выданных указаний, выявленных замечаний и запретных мер, применённых с подачи молодого ревизора, уже давно перевалило за тысячу...
– Он очень хороший, грамотный специалист, – рассказывает о своём ценном работнике непосредственный руководитель, заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов по Саратовскому региону Дмитрий Бондаренко. – Документы, которые приходят ко мне на подпись после Михаила Никулина, в принципе можно даже не проверять. Михаилу можно доверить выполнение любого задания, так как он очень ответственный человек. Помимо свих должностных обязанностей, периодически выполняет функции старшего ревизора.
Важно и то, что при такой занятости нашему герою удаётся сохранять жизненную активность. Поэтому в его кабинете можно увидеть немало благодарностей за участие в различных мероприятиях. Последнюю Михаил получил в апреле текущего года за участие в качестве председателя жюри в Международной студенческой научно-практической конференции «СТУДЕНТ-НАУКА-ТЕХНИКА», которая, помимо россиян, собрала начинающих учёных из Казахстана и Белоруссии. Руководители Саратовского техникума железнодорожного транспорта, которые выступили в качестве организаторов данного мероприятия, поблагодарили Никулина за его отзывчивость и высокопрофессиональный «суд». Кстати, своё первое специальное образование молодой ревизор получил именно в этом учебном заведении по специальности «Автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте».
– Я очень благодарен своим преподавателям за те знания, которые они в меня вложили, – признался Никулин. – Поэтому, когда представители техникума просят меня помочь им чем-либо, всегда соглашаюсь.
Дело принципа
В тот момент, когда я брал интервью у Михаил Никулина, в кабинет зашёл работник Приволжской дирекции инфраструктуры с просьбой согласовать ряд изменений в схематическом плане станции Петровск.
– Не согласую! – категорично заявил Никулин. – Во-первых, у вас нарушается порядок обкатки вот этой рельсовой цепи, а во-вторых, вы не предоставили мне основание для внесения этих изменений за подписью главного инженера дороги. А между тем, такой порядок прописан вот в этой инструкции.
Ревизор достал из своего стола небольшую брошюру и сходу открыл перед гостем нужную страницу с соответствующим требованием.
– Спасибо, вопросов больше нет! До свидания, – поспешил откланяться железнодорожник.
– И так каждый раз, – признался Михаил Никулин, когда за посетителем закрылась дверь. – На железной дороге существует определённый порядок, и если мы станем придерживаться его на сто процентов, количество всевозможных отказов и аварий будет сведено к минимуму. Ведь, как показывает практика, в большинстве случаев события, связанные с нарушением безопасности, происходят из-за несоблюдения существующих инструкций. Я ничего не придумываю от себя, просто прошу железнодорожников соблюдать установленный порядок.
Вот и получается, что своими действиями Михаил Никулин ежедневно помогает работникам магистрали принимать правильные решения, повышающие уровень безопасности на железной дороге. Кто знает, каких трагедий удалось избежать приволжанам благодаря каждодневной работе Михаила Александровича и его коллег по ревизорскому аппарату! И если в прошлые годы героями нашей газетной «Доски почёта» могли стать вагонник, выявивший скрытую погрешность в одной колёсной паре, машинист, вовремя заметивший дефект пути и тем самым предотвративший крушение, то почему бы на этот раз не отдать должное ревизору, который сработал на опережение и предотвратил бесчисленное множество потенциальных «событий»?..
«Элементарно, коллега», как сказал бы в сегодняшней ситуации мастер дедуктивного метода с Бейкер-стрит.
Автор: Алексей Шмалей