1 июля машинист электровоза второго класса Сергей Федотов и помощник машиниста Анатолий Гусев на станции Размахнино Читинского региона Забайкальской железной дороги вовремя заметили сход колёсной пары вагона встречного поезда. Их бдительность и грамотная, оперативная реакция помогли предотвратить гораздо более серьёзное происшествие.
Управление движением поезда в пути следования требует от локомотивной бригады полной концентрации внимания и высокой бдительности. Это тяжёлое испытание – быть постоянно начеку. У любой зоркости есть пределы. Способность к концентрации небесконечна. Самое обострённое восприятие действительности, как ни крути, “замыливается” знакомыми пейзажами, мелькающими за окнами кабины, летней жарой, накапливающейся усталостью...
Но машинист электровоза Сергей Федотов и его помощник Анатолий Гусев в первый июльский день оказались на высоте положения.
Чётный поезд №1200 следовал по 6395-му километру двухпутного электрифицированного участка Чернышевск – Карымская Читинского региона ЗабЖД. В 08 часов 20 минут на станции Размахнино напарники обнаружили у встречного поезда №2813 сход первой по ходу движения колёсной пары в первой тележке второго с головы состава вагона. Увидев сход, локомотивщики незамедлительно сообщили об этом машинисту встречного поезда.
– Работники локомотивной бригады, машинист Сергей Федотов и помощник машиниста Анатолий Гусев, разглядели сход вагонной тележки на малой скорости движения составов, – отметил заместитель начальника ТЧЭ Карымская по кадрам и социальным вопросам Владимир Пивоваров. – Впрочем, думаю, что наши сотрудники сумели бы выявить такой сход и при более высокой скорости встречных поездов. Работники этой локомотивной бригады опытны. Можно сказать, Анатолий Гусев от поездки к поездке приобретает новые ценные умения, знания и навыки от Сергея Федотова.
Сегодня, когда от Забайкальской железной дороги зависит слаженность работы всего Восточного полигона российских железных дорог, такие действия локомотивной бригады, безусловно, похвальны. Без Транссиба Россия не может быть полноценным игроком на международном рынке перевозок, а Забайкальская магистраль, как известно, является важнейшим звеном Транссиба.
Локомотивную бригаду, о которой идёт речь, можно назвать бригадой тружеников Забайкальской железной дороги, в которой соединились опыт бывалого профессионала и целеустремлённость молодого перспективного специалиста.
Машинист электровоза второго класса ТЧЭ Карымская Сергей Федотов – человек надёжной советской закваски. Хотя в его роду нет железнодорожников, сам он, вполне вероятно, станет зачинателем трудовой династии. Он родился в селе Боржигантай Могойтуйского района Агинского Бурятского округа в 1964 году. В 1987 году Сергей окончил среднее профессионально-техническое училище №20 в Чернышевске по специальности “Локомотивы”, и полученная квалификация помощника машиниста тепловоза дала ему путёвку на стальную магистраль. Помощником машиниста тепловоза локомотивного депо Шилка Сергей Федотов отработал всего два года, став в 1989 году машинистом тепловоза. После прохождения курсов машинистов электровоза в Читинской технической школе №1 Сергей Юрьевич продолжил работу машинистом в Шилке, имея права управления как тепловозом, так и и электровозом. В мае 1991 года он ушёл с ЗабЖД, устроившись трактористом в агроплемкооператив “Боржигантай” Могойтуйского района.
Потянуло на родину?
– Нет, – отвечает мой собеседник. – Просто в то время у меня родилась младшая дочка, Наташа, и по семейным обстоятельствам, главным образом, из-за жилищной проблемы, пришлось на время вернуться к работе на земле.
Квартира и новый трактор стали серьёзным подспорьем молодой семье.
Притяжение родных просторов действовало больше девяти лет, но в мае 2002 года магнит когда-то приобретённых знаний, умений и навыков снова притянул Сергея Федотова к Забайкальской железной дороге. И даже если мельком взглянуть на его объёмную двухстраничную объективку, становится ясно, что этот обстоятельный, семейный человек, воспитывающий вместе с супругой, Екатериной Иннокентьевной, двух дочерей, вернулся к прежней профессии не для прохладной жизни. Тому подтверждением его размеренный трудовой путь.
Уже в апреле 2003 года Сергей Федотов становится машинистом электровоза и тепловоза в локомотивном депо Шилка, а в конце этого же года переходит на работу машинистом электровоза, тепловоза в локомотивное депо Карымская. Это как раз время образования компании ОАО “РЖД”, время начала глобального реформирования огромной железнодорожной отрасли, когда предприятиям стальных магистралей были особенно нужны твёрдые руки и крепкие знания проверенных профессионалов.
В те годы машинист третьего класса Сергей Федотов трудился в локомотивном эксплуатационном депо Карымская, поныне играющем ключевую роль в работе не только Забайкальской дороги, но и всего Восточного полигона. Ему доводилось работать и в пункте подмены локомотивных бригад, относящемся к эксплуатационному локомотивному депо Чита.
В феврале 2011 году Сергею Федотову присвоили второй класс квалификации, а с августа 2012 года он вновь работал в составе ТЧЭ Карымская.
Сколько и чего он видел за эти годы в поездках – известно только Богу да самому Сергею Федотову. Но настойчивый труд этого профессионала локомотивного дела не оставался незамеченным руководством дороги: в 2014 году приказом начальника ЗабЖД Сергею Юрьевичу выдали денежную премию, а ещё через полгода Сергей Федотов был удостоен Благодарности начальника Центральной дирекции тяги с занесением этого факта в личное дело.
С опытом пришло понимание важности отдыха. Надолго ли хватит работника, если он “пашет” на износ?
А вот рыбалка на Ононе, с её неповторимым погружением в тишину и спокойствие родной природы, щедрая на трудотерапию работа на даче в Кадахте, да отдых зимой в центре восстановительной медицины и реабилитации в Карповке помогают Сергею Юрьевичу быть в кабине электровоза не сторонним наблюдателем, а ответственным и грамотным профессионалом.
Скоро исполнится год, как отличившаяся локомотивная бригада работает вместе. В поездках Сергей и Анатолий научились понимать друг друга, действовать оперативно и квалифицированно.
Помощник машиниста электровоза ТЧЭ Карымская Анатолий Гусев пока, что называется, набирается опыта и знаний. По возрасту он годится машинисту Федотову в сыновья. И его трудовой путь, соответственно, втрое короче, чем у Сергея Юрьевича. Но молодой забайкалец, родившийся в 1991 году в селе Верх-Усугли, смотрит на жизнь по-взрослому: вместе с супругой, Лилией Муратовной, они воспитывают двухлетнего сынишку, Кирилла.
Анатолий Гусев – продолжатель достойного дела. Его дед, Семён Гусев, во время Великой Отечественной войны работал на паровозе и такие качества, как ответственность, трудолюбие, желание изучать выбранную профессию как можно глубже, видимо, на генетическом уровне передал своему успешному внуку.
С 22 апреля 2015 года Анатолий Владимирович трудится помощником машиниста электровоза ТЧЭ Карымская, и, наверное, как всякий молодой человек, имеет амбиции и планы. Они вовсе не наполеоновские – всё-таки сложный и напряжённый график работы не оставляет молодому человеку иного выбора, кроме как сосредоточиться на работе и домашних делах.
Но на ЗабЖД есть график обучения локомотивных бригад, и уже совсем скоро, в ноябре текущего года, Анатолий Гусев отправится в Читинский учебный центр профессиональных квалификаций и по прошествии необходимой стажировки и прохождения испытаний сможет стать машинистом.
Молодёжь подхватывает нагрузку весьма кстати. В перспективе объёмы и характеристики работы Забайкальской железной дороги во многом изменятся. Если сегодня ЗабЖД в среднем принимает 65 пар поездов в сутки, то вскоре, сообразно развитию экономики России, нужно будет рассчитывать на увеличение этого количества до 90 пар. Кризис кризисом, а рост международной торговли, присутствие России на мировом рынке неизбежно увеличат динамику грузопотоков. И уже сегодня командиры Забайкальской дороги говорят о том, что наверняка не будет хватать и этих запланированных 90 пар.
Анатолий Владимирович понимает, что работники Забайкальской магистрали должны будут увеличить скорость и средний вес поезда, ведь уже сегодня начата организация движения поездов, состоящих из инновационных вагонов с нагрузкой на ось в 25 тонн. В разработке находятся вагоны с нагрузкой 29 и 32 тонны на ось (под эти параметры модернизируют и пути). А количество соединённых поездов на ЗабЖД и вовсе говорит само за себя – за последнее время оно составило 35% от общего числа на всей сети!
Ради личного участия в решении столь важных задач уроженец таёжного села отложил на время и любимую рыбалку, и на охоте давно не был, но, как и его старший товарищ, не потерял профессиональной зоркости.
– Благодаря бдительности машиниста Сергея Федотова и помощника машиниста Анатолия Гусева, которые выполняли обязанности профессионально и в строгом соответствии с инструкцией, удалось избежать возможных последствий схода подвижного состава и более драматичного развития событий, – отметил начальник эксплуатационного локомотивного депо Карымская Павел Горячкин. – Мы просим руководство дирекции тяги рассмотреть вопрос о награждении этих работников нашего депо.
Автор: Сергей Гриднев