Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Укротители огня

Укротители огня

Владимир Дубровский , начальник отделения пожарного поезда станции Нефтяная


Однажды приняв решение влиться в ряды военизированной (ныне – ведомственной) охраны железнодорожного транспорта, Владимир Дубровский и представить не мог, что станет героем газетных строк. О событии мартовской ночи 2007 года, которое произошло на станции Нефтяная, в своё время узнали многие читатели «Железнодорожника Поволжья». Но «за кадром» остался очень важный момент: начальник отделения пожарного поезда станции Нефтяная Владимир Дубровский награждён медалью МЧС России «За отвагу на пожаре». Такой награды удостаиваются не каждый день.


В штатном режиме


«Лучше предотвратить, чем бороться с последствиями», – незыблемый закон для всех, чья работа связана с железной дорогой. Все силы брошены на соблюдение безопасности движения и неукоснительное следование инструкциям. И всё же защитные меры срабатывают не всегда, и ситуация выходит из-под контроля, рискуя обернуться настоящей трагедией. Что тогда? Собрать все силы в кулак, максимально сконцентрироваться и сделать всё возможное для того, чтобы не допустить серьёзных последствий.


Всё это хорошо известно Владимиру Дубровскому. Каждое дежурство его отделение находится в полной боевой готовности. Иначе нельзя, они несут вахту на станции Нефтяная, в черте города Саратова. Станция всегда под завязку загружена цистернами с нефтепродуктами. Заправка цистерн нефтеналивными грузами ведётся круглосуточно.


– С одной стороны станции происходит процесс налива, с другой – всё заставлено составами, гружёнными нефтепродуктами, общей массой в 45 тысяч тонн, – объясняет Владимир Евгеньевич. – Тут же рядом идёт промывка и пропарка освободившихся от нефти и других наливных грузов цистерн, чтобы вскоре снова заполнить их светлыми и тёмными нефтепродуктами.


Работники пожарного поезда станции Нефтяная в постоянном режиме следят за ситуацией, выходят в дозор, осматривают цистерны, нет ли течи после налива. Об обстановке докладывают начальнику отделения Владимиру Дубровскому.


Так проходит дежурство в штатном режиме, но истинную подготовку и самоотверженность работникам пожарного поезда пришлось доказать в чрезвычайной ситуации.


Пожар в ночи


В 23 часа 5 минут тишину ночи нарушил взрыв скопившихся паров нефти на эстакаде промывочно-пропарочной станции. Через несколько секунд в пожарный поезд поступила первая информация о случившемся. Незамедлительно после взрыва последовал приказ № 98 об отправке пожарного поезда к месту происшествия. Оперативно сработали железнодорожники, в кратчайший срок маневровый тепловоз подал пожарный поезд на седьмой путь – как можно ближе к очагу возгорания.


– Ещё во время следования к месту пожара мной был отдан приказ отделению, состоящему из шести человек, о сборе магистральной линии на два рукава (40 метров) с подготовкой к работе двух пенных генераторов ГПС-600. Метраж определил по памяти, так как точно знал, на какой путь выставят поезд и сколько метров до эстакады, – вспоминает Владимир Дубровский. – По радиостанции вышел в эфир и попросил на время ликвидации пожара всем подразделениям, не задействованным в тушении, работать в режиме ожидания и воздержаться от переговоров.


На момент прибытия пожарного поезда горели остатки нефтепродуктов в трёх 120-тонных цистернах. Пламя выбивалось сразу из шести горловин, а из открытых нижних сливных приборов вытекала горящая жидкость. Огонь бушевал и в сливном лотке, и под цистернами на площади более 100 квадратных метров. Ещё мгновение – и пламя могло перекинуться на соседние цистерны, на нефтесборники. Да и уже заполненные бензином цистерны в парке формирования подвергались вполне реальной опасности.


Считанные секунды понадобились боевому расчёту пожарного поезда, чтобы подать на тушение два пенных ствола, организовав тем самым два боевых участка. А прибывшими следом пожарными МЧС ВПО Увекской нефтебазы под руководством начальника караула Алексея Ковалёва были дополнительно введены ручные водяные стволы РСК-50 на охлаждение соседних цистерн и ликвидацию отдельных очагов распространяющегося пожара. В это время начали подтягиваться пожарные подразделения МЧС России по Саратовской области, вызванные согласно плану привлечения сил и средств по четвёртому, наивысшему, номеру вызова.


В итоге была предотвращена чрезвычайная ситуация на территории крупной железнодорожной станции и вблизи жилого массива. Пожар успешно ликвидирован – с минимальным ущербом и в кратчайшие сроки.


Главная цель


В рассказе Владимира Дубровского чувствуется спокойная уверенность в себе и своих силах. В его жизни не было, как принято писать в биографии, поворотных моментов. Работать в пожарной охране – единственная цель, к которой он сознательно шёл.


Всё было определено в 1987 году, когда Владимира Дубровского призвали в армию. Направили его в учебную пожарную часть села Покровского Московской области, продолжил службу уже в Ярославской области, дослужился до командира пожарного отделения. Первое боевое крещение прошёл в третей пожарной части города Саратова. Именно сюда он устроился на работу сразу после возвращения из армии. А на железную дорогу Владимир Дубровский пришёл в 1996 году. На вопрос, где опаснее работать, мой собеседник резонно замечает:

– Опасно везде, только на железной дороге – вся таблица Менделеева, поэтому и требования гораздо выше, и предельная концентрация внимания должна быть. А вообще, понятия лёгкой службы у работников пожарной охраны быть не может. В городе находятся крупные объекты: высотные дома, заводы. Если случится пожар, то трудности неизбежны. Но его ликвидация подчас не самое сложное в работе огнеборцев. Они сталкиваются с людским горем, не по своей воле становятся свидетелями человеческих трагедий. Из огня выносят пострадавших с ожогами, а иной раз спасатели бессильны помочь – человек погибает от отравления угарным газом.


О таких случаях мой собеседник говорит вскользь, как бы нехотя. Его можно понять. Вспоминать об этом трудно даже сильному духом мужчине.


Дело настоящих мужчин


Но, несмотря ни на какие трудности, служба продолжается. Владимир Евгеньевич, как начальник отделения пожарного поезда станции Нефтяная, ответствен за обучение молодых работников, их теоретическую и практическую подготовку. Освоение «обязательной программы» длится в течение нескольких месяцев. Новички привыкают к работе, набираются опыта при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и во время пожаров. Но каждый случай, как подчёркивает мой собеседник, единичный, требует особого подхода. Предсказать, как будет развиваться ситуация, невозможно, но сработать чётко и оперативно – обязанность всей команды пожарного поезда.


Кстати, настоящее руководство начальника отделения пожарного поезда и заключается в том, чтобы правильно расставить силы. После прохождения первоначального обучения новички наравне с другими работниками пожарного поезда участвуют в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации или тушении пожара. Но им, как правило, Владимир Евгеньевич доверяет несложные боевые участки. Один занимает позицию на подстраховке, другой собирает магистральную линию.


– Наберутся опыта – будут на передовой, – замечает мой герой.


Коллектив, которым руководит Дубровский, подобрался хороший, слаженный. Чувство локтя – обязательный элемент в коллективе пожарных, ведь от товарища по отделению может зависеть твоя жизнь.


Поддерживать себя в хорошей физической форме – обязательное условие для работников пожарного поезда, и тем более начальника отделения. Есть даже особая система тренировок для таких людей – пожарно-прикладной спорт. Самым зрелищным видом в этом спорте всегда был подъём по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни.


Одолеть стихию


Своей заслуженной наградой Владимир Евгеньевич гордится, но отмечает, что в ту ночь, которая могла бы стать роковой, безукоризненно сработали все его подчинённые. Боевой расчёт пожарного поезда станции Нефтяная в составе машиниста насосных установок Владимира Сергеева, пожарных Владимира Листопадова, Николая Фёдорова, Романа Леуткина, Виктора Баинова и Валерия Ефремова со своей задачей справился.


За данным происшествием чётко просматривается высокий профессионализм как непосредственных участников ликвидации пожара, так и их руководителей, многодневные тренировки и учёба, взаимодействие, отшлифованное в ходе совместных учениий трёх на первый взгляд различных ведомств ОАО «РЖД», МЧС и ФГП ВО ЖДТ России.


Конечно, были и другие сложнейшие операции и не только в службе работников пожарного поезда станции Нефтяная. Достаточно вспомнить жаркое лето 2010, когда горели леса в Волгоградской области, когда огонь шёл стеной, «пожирал» жилые дома, подступал к железной дороге. Владимир Дубровский вспоминает, что пожары свирепствовали и в лесополосе Саратовской области. Его команда также выезжала к месту возгорания, боролась с огнём. К счастью, победа в каждом противостоянии огня и человека остаётся за последним. Но будет намного лучше, если подобных «сражений» у Владимира Дубровского и его отделения больше не повторится.

Автор: Юлия Табакаева


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»