Звание «Лауреат премии Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей» является высшей наградой отраслевого профсоюза. За 10 с лишним лет, что Алексей Стукан возглавляет первичку эксплуатационного вагонного депо Воркута, он каждым днём доказал, что заслужил это звание.
Что греха таить, есть на предприятиях профсоюзные лидеры, вся кипучая деятельность которых ограничивается зачитыванием раз в полгода усыпляющих докладов, а главная задача – как бы не пойти вразрез с мнением руководства. Алексей Стукан – полная противоположность таким персонам. Он человек неугомонный, с бьющей через край позитивной энергией. И весьма ершистый при этом. Если считает, что так надо, то и по линованной бумаге будет писать поперёк. Главное слово для него – справедливость. Добиваться её всегда и во всём – его основной принцип в работе и в жизни.
Родился он на Брянщине, но вот уже 33 года работает в Заполярье, в вагонном хозяйстве. Сейчас Алексей трудится старшим осмотрщиком-ремонтником вагонов на станции Мульда. Станция эта хоть и небольшая, но именно на ней происходит основная на дороге погрузка коксующегося угля. Так что работы хватает. При этом Стукан успевает заниматься профсоюзными делами и категорически отказался стать освобождённым председателем.
– Протяжённость участков депо самая большая на дороге, – говорит он, – полторы тысячи километров, в коллективе 437 человек, каждого из которых знаю в лицо. Хлопотное хозяйство, конечно, но я просто не мог допустить мысли, что часть профсоюзных взносов пойдёт на мою зарплату. Это значит, что кто-то не получит путёвку, кто-то материальную помощь. Абсолютно неприемлемо.
Но и на неосвобождённой основе Алексей успевает столько, что и дюжине иных освобождённых не под силу. При этом никогда не даёт пустых обещаний, а если сказал – сделает, не сомневайтесь.
– Когда выдвигал свою кандидатуру, пообещал добиться повышения надбавки за вредные условия труда вдвое – с четырёх до восьми процентов. Было непросто, но добился в результате. Это считаю своей первой победой на профсоюзном поприще.
Потом побед, и не менее значимых, было немало. Так, долгое время руководство депо не могло добиться реконструкции здания ПТО Воркута, которое представляло из себя ветхую, покосившуюся избушку. Когда к решению вопроса подключился со всей своей неуёмной энергией Алексей Стукан, дело сдвинулось с мёртвой точки. Сейчас пункт технического обслуживания вагонов располагается в современном модульном здании.
Добился профсоюзный лидер и того, что на пути ПТО станции Мульда был отсыпан щебень мелкой фракции. Те, кто знает специфику работы осмотрщика-ремонтника, поймут, насколько это облегчает труд, снижает риск производственного травматизма. Алексей не намерен на этом останавливаться и хочет, чтобы такую отсыпку произвели на всех ПТО депо.
В Инте питьевая вода не соответствует санитарным нормам. Сегодня работники обеспечены бутилированной водой, там же технический класс, в недалёком прошлом представлявший собой довольно жалкое зрелище, сейчас – лучший в вагонном хозяйстве дороги. И в этих изменениях также немалая заслуга председателя профсоюзной первички.
Сейчас основное направление приложения сил – кадровый вопрос. Экономическая ситуация оставляет желать лучшего, объёмы погрузки упали. Поэтому и решили пойти на оптимизацию, а попросту – на сокращение штатов.
– Я категорически не согласен с этой позицией, – говорит Стукан. – Объёмы сейчас уменьшились, а потом вполне могут вырасти. Но людей не будет. Чтобы воспитать грамотного осмотрщика, нужны годы. Да и выгода от сокращения сомнительная: стоимость обучения на курсах одного работника – 250 тысяч рублей. Нельзя жить одним днём. Это что касается материальной стороны. Есть ещё и моральная. Сейчас в Воркуте работы практически не найти, даже грузчиком устроиться проблематично. Мы просто не имеем права выставлять людей на улицу. И не допустим этого. Нахожу полное понимание и у заместителя начальника дороги по региональному управлению Тимура Шалашнёва, и у председателя Дорпрофжела Вадима Меджидова. Николай Никифоров, председатель РОСПРОФЖЕЛа, недавно был у нас в депо, обещал полную поддержку. И это не пустые обещания: приезжали представители ЦК профсоюза, очень помогли с расчётами по занятости, предоставили важнейшую информацию. В результате совместных усилий количество работников, попадающих под сокращение, снизилось с 45 до 30. Алексей Стукан считает, что вполне реально довести численность сокращаемых до 15 человек.
Для тех, кто всё же попадёт под сокращение, обязательно найдутся вакансии на других предприятиях, уверен он.
Стукан никогда не упустит возможность донести проблему до самого верха. С улыбкой вспоминает, как ему несколько лет назад в Москве вручали именные часы президента компании.
– Награждённые благодарили, Владимир Якунин жал руку, и они покидали сцену. Я тоже поблагодарил, но не успел глава компании завершить рукопожатие, как я ему выложил наболевший вопрос про транспортные льготы для железнодорожников-северян, положенные по закону, но не соблюдавшиеся. Владимир Иванович опешил на мгновение, но обещал разобраться. И слово сдержал – не успел я доехать до Воркуты, как ситуация уже была исправлена.
Алексей для некоторых начальников – весьма неудобная фигура, вечный возмутитель спокойствия.
«Тебе больше всех надо?» – спрашивали поначалу. Сейчас перестали. Поняли, что надо. Не лично ему, а коллективу, чьи нужды и чаяния Стукан выражает.
– Люди мне поверили, – говорит он. – Не оправдать хоть раз это доверие – значит, занимать место напрасно.
Автор: Владимир Савичев