Ответственность и внимательность движенца сыграли главную роль в том, что боеприпас времён Великой Отечественной войны, который он обнаружил в свою рабочую смену, был обезврежен и не стал смертельным для окружающих людей.
Этот июньский день надолго запомнится составителю поездов с почти двумя десятками лет стажа трудовой деятельности Дмитрию Кузьмину. Волею служебного графика он работал в дневную 12-часовую смену (в ней – четыре составителя). Дел как всегда хватало: на станции занимаются расстановкой вагонов в составах направлением на Узловую, Орёл, Кочетовку, Лев Толстой. Есть среди них сборные, есть с наливными или насыпными грузами.
Но обязанности нашего героя – это не только формирование и расформирование поездов, соблюдение технологии маневровых операций, обеспечение безопасности движения («одних башмаков в смену укладываешь по сотне-другой»). Ещё одна ипостась каждодневных забот – выявление браков.
Вагоны не должны иметь никаких деформаций. Поэтому колёсные пары, рамы, двери, стены, устройства и оборудование нужно буквально сканировать глазами, чтобы не отправить по маршруту следования неисправную единицу железнодорожного подвижного состава. Кстати, знак «За безопасность движения», который Дмитрий Кузьмин получил в 2013 году, – именно за то, что обнаружил не пригодный для эксплуатации, бракованный вагон.
Ну и, конечно, к обязанностям относятся действия, выполнить которые случается, может, раз в жизни, но к которым добросовестный человек не может не быть подготовлен годами достойной работы.
«Часы показывали около пяти пополудни. Я трудился в первой смене на так называемом втором круге. Маневровый диспетчер – Иван Белых. Опытный, умелый специалист. Та же своевременная подача вагонов на подъездные пути, их уборка, вывозка с карьеров, выбраковка «больных» вагонов всегда идёт у него без сучка без задоринки. Иван Белых распорядился: произвести осаживание четырёх вагонов с подъездного пути известкового завода на 54-й путь. Это парк «З», со стороны Грязей. По ходу движения сцепа под «управлением» маневрового тепловоза ЧМЭ-3 я находился на подножке переднего вагона. Старался не упустить ни один момент из окружающей обстановки. Вдруг взгляд зацепился за какую-то тёмную деталь, которая лежала на земле в трёх метрах от рельсовых нитей. Она была сравнительно небольшой, продолговатой. Меня насторожило следующее: штуковина имела алюминиевую окантовку. Я служил в армии, не раз видел боеприпасы и поэтому подумал – а не снаряд ли это? Закончил работу по осаживанию вагонов, а сам прямиком направился к месту с подозрительным предметом. Прибыл и удостоверился: осколочно-фугасный снаряд. Он хотя и был ржавый, неприглядный, но представлял собой смертельную опасность. В годы войны Елец неоднократно подвергался бомбёжкам с немецко-фашистских самолётов, здесь проходили кровопролитные сухопутные бои. Судя по всему, один из снарядов упал на территории станции и не разорвался», – поделился подробностями Дмитрий Кузьмин.
Не мешкая, он доложил о своей находке маневровому диспетчеру. Тот тоже проявил оперативность.
И тут пошло-поехало. Приехали люди из полиции, МЧС. Место обнаружения боеприпаса оцепили. Выставили, в целях нераспространения ударной волны, барьерную группу вагонов. Взрывотехники вывезли боеприпас с собой для обезвреживания. Беды не случилось.
Но каким образом это своеобразное «послание» войны оказалось на поверхности? В настоящее время на станции Елец проходит реконструкция. В частности, она связана и с удлинением 50-го пути «для облегчения вытяжки вагонов на горку». Понадобилось выкопать траншею, чтобы проложить кабели. Вместе с землёй наверх был перемещён и снаряд. Он оказался на виду.
Дмитрий Кузьмин родился в 1961 году. В 1983-м окончил Елецкое ТУ № 1 по специальности «Помощник машиниста тепловоза». Но в составе локомотивной бригады работал сравнительно недолго. Решил сменить амплуа. Выучился на составителя поездов и с 1988 года не сворачивает с избранного пути. На своём посту вырос в настоящего знатока секретов профессии. Имеет седьмой разряд квалификации, звание мастера формирования поездов.
На днях в управлении Юго-Восточной железной дороги состоялось заседание Совета Дорпрофжел на ЮВЖД по подведению итогов работы общественных инспекторов по безопасности движения поездов за первое полугодие 2016-го. Одним из его участников был Дмитрий Кузьмин. В рядах общественников он с 2007 года.
Выйдя к трибуне, Дмитрий отметил, что на станции Елец функции добровольных контролёров за безаварийностью распространяются на двух работников – в хозяйствах движения и грузовом. Станция внеклассная, с большим объёмом работы. Обязанности – в свободные часы.
«Наши проверки нацелены на выявление нарушений и неисправностей в сфере безопасности движения, оказание практической помощи как руководству Елецкого центра организации работы железнодорожных станций, так и профсоюзной организации. В частности, в 2015-м мной зафиксировано 44 нарушения, а за январь-июнь нынешнего года – ещё 27. Составлены соответствующие акты. Они направлены руководству станции Елец, а также сторонним организациям. Выявленные нарушения устраняются практически в полном объёме, за исключением тех, которые необходимо решать на вышестоящем уровне», – подчеркнул Дмитрий Кузьмин.
Он предложил руководству дороги рассмотреть вопрос поэтапного обучения общественных инспекторов на специальных семинарах знаниям о критериях безопасности в смежных службах. Проверка всего комплекса железнодорожной станции получит «новое дыхание», станет более предметной, конкретной.
Не пройти мимо – этому правилу составитель поездов Елецкого центра организации работы железнодорожных станций Дмитрий Кузьмин неукоснительно подчиняет все свои профессиональные устремления.
Автор: Виктор Минаков