«20 июля 2016 года при следовании с пассажирским поездом №67 Абакан – Москва локомотивная бригада в составе машиниста Николая Бобрышева и его помощника Александра Анисимова обнаружила на перегоне Татарская – Каратканск по соседнему второму пути волнообразное провисание контактного провода на расстоянии 200-300 метров... В результате оперативных действий экипажа удалось избежать тяжелых последствий нарушения безопасности движения, а также нарушения графика движения пассажирских и грузовых поездов». (Из документа ревизорского аппарата).
Слабое звено
Контактная сеть, подвешенная на опорах, растянулась на огромном полигоне Транссибирского хода. При этом между точками подвески неизбежно провисание контактного провода, но допустимое до определенного предела, который установлен нормативными документами.
Большая стрела провисания, очевидно, вредит контактной сети, так как движущийся вдоль контактного провода токоприемник может в точках подвески отрываться от провода. В этот момент между токоприемником и проводом образуется электрическая дуга. Восстановление контакта происходит с ударом токоприемника о провод. Перечисленные явления ведут к ускоренному износу контактного провода и токоприемников, ухудшают качество токосъема, а также создают радиопомехи. Словом, появляется «слабое звено».
На сей раз такое «слабое звено» возникло на перегоне Татарская – Каратканск. Усиленный износ контактного провода ко всем прочим неприятностям привел еще и к искрению.
Несколькими часами ранее
Машинист Николай Бобрышев и его помощник Александр Анисимов привычно прибыли на явку в эксплуатационное локомотивное депо Барабинск. В этот июльский день все шло по штатному распорядку – медосмотр, предрейсовый инструктаж. Дежурный по депо тщательно проверил документы и вернул их с традиционным пожеланием:
– Удачи в пути.
Приняли локомотив нового поколения ЭП2К, который радовал экипаж не только современной внутренней начинкой, но и своими изящными очертаниями. Несколько минут ушло на «подключение» к пассажирскому поезду №67 Абакан – Москва и пробу тормозов. Впереди – поездное плечо Барабинск – Омск.
Перед отправлением поезда со станции при разрешающем показании маршрутного светофора Николай Бобрышев и Александр Анисимов выполнили обязательный регламент «Минута готовности» в виде диалога. При этом помощник проконтролировал и объявил машинисту о наличии поездных документов и бланка предупреждений, о включении приборов безопасности и радиостанции, о наличии справки формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами – всего 12 пунктов.
Николай Николаевич, убедившись в соответствии разрешающих показаний маршрутного и локомотивного светофоров с пути отправления и в отсутствии сигналов остановки, подаваемых с пути и поезда, взялся за контроллер:
– Ну что, коллега, стартуем?
– Обязательно! – откликнулся молодой человек и устремил свой взгляд вперед, на переплетение рельсовых ниток.
Искрение в ночи
Следующим крупным железнодорожным узлом была станция Татарская. На перегон с нее вышли строго по графику и, конечно же, не предполагали, что всего через несколько минут их ждет нестандартная ситуация.
Самые долгие дни в году уже миновали, а посему темное время суток наступало быстрее. В 19:29 по московскому времени на 2864 км на соседнем пути увидели искрение контактного провода.
– Явное провисание контактного провода! – выдал свою безаппеляционную оценку Николай Бобрышев и немедленно передал информацию по радиосвязи дежурному по станции Каратканск. Тот оперативно предупредил машинистов встречных поездов – пассажирского №270 и почтово-багажного №990 – о необходимости проследования места провисания контактного провода с опущенными токоприемниками и движении с особой бдительностью.
Вовремя! Ведь такой контактный провод может поломать пантограф, который, в свою очередь, соберет «в кучку» провод со всеми вытекающими отсюда последствиями. Позднее на линию выдвинулись энергетики и устранили опасную угрозу, которая, как и полагается, была внесена в «Книгу замечаний машиниста». Николая Бобрышева представили к поощрению.
– Николай Николаевич зарекомендовал себя ответственным, добросовестным, инициативным работником, – характеризует своего подчиненного начальник эксплуатационного локомотивного депо Барабинск Вячеслав Миронов. – Грамотный специалист, требовательно относится к выполнению своих служебных обязанностей. Постоянно занимается повышением своего технического уровня. С 2008 года – машинист 1-го класса пассажирского движения.
По словам руководителя предприятия, за время работы в депо Бобрышев не допустил ни одного брака в эксплуатационной работе, задержек поездов. Высокое профессиональное мастерство позволяет ему в течение длительного времени обеспечивать безопасность движения поездов.
– В результате оперативных действий и добросовестного выполнения должностных обязанностей бригадой Николая Бобрышева в июле удалось избежать тяжелых последствий, связанных с нарушением безопасности движения, срыву графика проследования пассажирских поездов. Это классный профи! – добавляет Вячеслав Витальевич.
«Молодцы, ребята!»
Конечно же, нельзя не сказать добрые слова и в адрес Александра Анисимова, который трудится в депо с 2012 года. Работает, надо сказать, с воодушевлением, поскольку в начале этого года в его семье появился наследник. Жена Юлия 23 января родила сына Дениску!
У мальчика будет с кого брать пример, как и в свое время у Александра. Ведь его отец, Андрей Анатольевич Анисимов, работает машинистом пассажирского движения в депо Барабинск вот уже четверть века!
– Ты поведал ему о вашем случае? – интересуюсь у молодого человека.
– Было дело, – скромничает Александр.
– Ну и?..
– Сказал, мол, «молодцы, ребята, что заметили!», и крепко пожал руку.
На стальной магистрали трудятся преданные своему делу люди. Однако «сильным звеном» в перевозочном процессе была и остается локомотивная бригада. И девиз «Безопасность движения гарантирую!» должен оставаться повседневной нормой для каждого экипажа, уходящего в рейс.
Автор: Владимир Павлов