Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Почтенный гражданин

Почтенный гражданин

Юрий Семилетопуло , бывший заместитель начальника Астраханского отделения Северо-Кавказской железной дороги

Договориться о встрече с председателем профкома одного из подразделений корпорации «Трансстрой» Юрием Семилетопуло оказалось не так-то просто. Минувшей весной он отметил свое 86-летие, но застать на месте его почти невозможно – весь в работе.


Да, дни накануне профессио­нального праздника – время напряженное. И складывается впечатление, что даже в почтенном возрасте, он, обладатель трех выдающихся регалий – почетный железнодорожник, почетный транспортный строитель и почетный гражданин Сочи – продолжает жить и трудиться за троих.


Скажем, отказывается от служебной машины – водит сам.


– А что тут удивительного? Мой стаж за рулем – более 70 лет. Еще мальчишкой я забирался в трофейные немецкие машины и тащил оттуда плитки шоколада. А однажды попробовал сесть за руль. Был я тогда «сыном полка». В составе отряда, восстанавливавшего линии железнодорожной связи и электропередачи, я прошел военными дорогами от Шаумяновского перевала под Туапсе до Армавира и далее, как двигался фронт. Затем подразделение вошло в состав ВЭО-24.


Гибкому мальчишке было легко карабкаться в «кошках» на столбы и тянуть провода. Труднее скатываться на землю, когда вражеские самолеты начинали атаку с воздуха. Бомбежки, рассказывает Юрий Юрьевич, были тогда очень жесткими.


Еще более бескомпромиссно обходились на фронте с дезертирами. На всю жизнь пареньку запало в душу то, как соответствующие службы задерживали их на оставленных фашистами территориях. Самовольно оставивших свои оборонительные позиции сначала отправляли на суд товарищей по части. Навсегда запомнилось юному воспитаннику, как один из офицеров-героев настаивал на казни своего родственника-дезертира, и тот с повинной головой молча слушал свой приговор... Сердце щемило, но выводы «сын полка» сделал для себя тогда совершенно однозначные.


Несмотря на то, что Юрию еще не исполнилось 18 лет, наравне со взрослыми он, как труженик тыла, получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». И эту награду он до сих пор считает самой дорогой. Хотя какой там тыл – бомбежки и обстрелы тревожили несколько раз в день.


Следующим профессиональным «университетом» стала для Юрия Семилетопуло Ростовская дортехшкола. Затем в Батайске и на других крупных станциях ученик-движенец проходил практику в должностях сигналиста, стрелочника, сцепщика. Попутно получил водительские права и допуск к управлению путейскими машинами. Спустя несколько лет Юрий Юрьевич окончил РИИЖТ (РГУПС). Таким образом, железная дорога помогла молодому человеку найти свое место в жизни, а военная закалка – обрести твердость характера, которая требовалась ему каждый день.


Легенды уже ходят о том, как через много лет, в 1970-х, уже будучи в ранге исполняющего обязанности начальника станции Сочи, Юрию Юрьевичу удалось спасти репутацию отечественных железных дорог на международном уровне и одновременно улучшить оснащенность грузового двора.


Нагрянул как-то на станцию руководитель французского департамента транспорта. Осмотрел вокзал, восторженно поахал – мол, архитектурной красоты такой не видывал. И поинтересовался, как удается в пиковый период отправлять до 50 тысяч пассажиров в сутки да еще выгружать прибывающее по железной дороге продовольствие.


– И тут гость пожелал ознакомиться с технологией выгрузки, – рассказывает Семилетопуло. – А хозяйство-то запущенное! На тот момент я только принял станцию, получил 12 гектаров земли под грузовой двор, но еще не было ни асфальта, ни капитальных складов. Одновременно на разных путях вручную выгружали и колбасу, и щебенку, и химикаты... Что показывать?


И тогда Семилетопуло решил дипломатично отказать французу в его просьбе. Мол, служба протокола не внесла этот пункт в программу визита.


Возмущению гостя не было предела. Жалоба министру путей сообщения на самоуправ­ство и.о. последовала незамедлительно, и тот устроил разнос. А еще через пару дней пришел вызов в министерство, в Москву.


– Сразу подумалось: уволят! Но в главке похвалили за находчивость и послали изучать передовой опыт грузовой работы на станции Жмеринка и Ашхабад. По итогам поездок сформировались заявки на технику, служебные записки по поводу обустройст­ва грузового двора, – с улыбкой говорит Юрий Юрьевич.


А тут подоспело строительство газопровода Майкоп – Сочи и водопровода Сочи – Головинка, потребовалось вести выгрузку большого количества труб. Репутация хорошего хозяина помогла Семилетопуло быстро смонтировать четыре электрокозловых крана грузоподъемностью до десяти тонн и одного тридцатитонного – для обработки контейнеров (такую технологию перевозок едва начинали внедрять). Одновременно построили повышенный путь для выгрузки инертных стройматериалов, водоотводную систему, ливневую канализацию, снесли глиняные строения, возвели пятиэтажный административный корпус... Вскорости станция Сочи оказалась одной из самых передовых в СССР. А ее начальнику вручили орден «Знак Почета».


Почетным железнодорожником Юрий Семилетопуло стал за разработку графика движения поездов, значительно увеличившего пропускную способность станции Сочи.


– До этого поезда по однопутке следовали по очереди – один с юга на север, другой с севера на юг. Мы предложили пропускать составы по несколько в одном направлении. Это позволило сократить интервал и дополнительно принимать на станцию до восьми грузовых, а это 12 тысяч тонн! – поясняет суть идеи автор.


Немного позже, когда поток продовольственных грузов еще возрос, встревожил большой процент отбраковки привозимых в Сочи овощей.


– Большая часть продукции травмировалась в процессе перевалки, – констатирует ветеран. – Шутка ли: один картофельный клубень грузили-выгружали при транспортировке шесть раз. В крытом вагоне травмированные овощи начинали гнить. Получатели винили во всем перевозчиков, хотя они были ни при чем...


Семилетопуло с группой инженеров решил и эту проблему. Для скоропорта был сконструирован закрытый 20-тонный контейнер. Его, снабженного системой воздухообмена, можно было загружать прямо на поле, потом краном переставлять на автомобиль, затем на железнодорожную платформу и без потерь качества довозить до складских дверей.


Однако изобретение у нас не пошло. А вот испанцы были очень благодарны нашим инженерам. Они, говорят, до сих пор используют такую конструкцию для перевозки клубники.


А почетный знак ЦК ВЛКСМ «Золотой колос» Семилетопуло получил, будучи заместитель начальника Астраханского отделения дороги. Этот регион тогда был главным поставщиком овощей в столицу страны. Но для перевозки не хватало порожних вагонов. Точнее, они были, да разломанные – без полов и дверей.


Тогда было решено организовать ремонт на месте, в Астрахани, и подключить к этому аграриев. Причем начали загодя – с поздней осени. Каково было удивление московских хозяйст­венников, когда летом вместо обычных жалоб на нехватку подвижного состава они получили перевозки в полном объеме!


И так – творчески, нестандартно – подходит Юрий Юрьевич к каждой проблеме. И решение находится всегда.


Когда пришел черед уходить на заслуженный отдых, пробовал подыскать себе место поспокойнее. Да не тут-то было: многолетний профсоюзный лидер сочинских тоннелестроителей, Семилетопуло оставил заметный след в развитии любимого южного города – в строительстве таких значимых для Сочи объектов, как тоннели на Дублере Курортного проспекта и железнодорожные тоннели олимпийской трассы, новые развязки, призванные спасти город от пробок, и многое другое.


Не счесть людей, которым помог Юрий Юрьевич. Он справлялся с проблемами любого масштаба, поскольку закрытых дверей для него практически не существовало. Причем славы и наград при этом не искал – они находили его сами. Вот недавно, на торжествах в День строителя, от дорпрофжела на СКЖД вручили очередной благодар­ственный адрес – за безупречный труд.


Он пишет книгу, и говорит, что его всегда окружают интересные люди, которые добавляют ему оптимизма. Но главные источники положительных эмоций – родные: дети, внуки, правнуки. Ведь все, что он сделал в жизни, было, по большому счету, для них – как пишут в приветственных адресах, представителей грядущих поколений. И теперь они рядом, на расстоянии вытянутой руки...

Автор: Марина Флегматова


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»