Этим летом старший электромеханик района контактной сети Московской дистанции электроснабжения Алексей Голышев выявил трещину в горизонтальном стержне консольного изолятора на втором главном пути перегона Клин – Решетниково. К счастью, изолятор не успел до конца сломаться. Таким образом, Алексей Голышев предупредил серьёзную аварию, которая могла спровоцировать массовую задержку электропоездов на главном скоростном ходу ОЖД Санкт-Петербург – Москва из-за излома токоприёмников подвижного состава.
Консольный изолятор – это часть контактной сети, изолирующая напряжение. Его повреждение ставит под угрозу безопасность движения поездов.
– Если дефект не будет вовремя обнаружен – деталь сломается. Но аварийная ситуация возникнет не из-за этого, а из-за того, что оборванные вследствие поломки изолятора провода будут мешать проезду. Изолятор держит контактную сеть, без него в ней не будет напряжения. А без напряжения электропоезд не сможет ехать, – уточняет Алексей Голышев.
Сразу после обнаружения дефекта он сообщил о нём начальнику района контактной сети. Удачным совпадением стало то, что на тот день было запланировано «окно» для ремонта контактной сети. Во время работы бригады снимается напряжение и путь закрывается для движения поездов.
– Аварийно останавливать движение поездов не пришлось. Кроме того, шла верховая диагностика, которая помогла бы обнаружить эту неисправность. Но лучше раньше, чем позже, – уверен старший электромеханик.
Больные места на сети периодически меняются. Если выявляется какой-то серьёзный дефект, то проверяются аналогичные детали на всей линии от Москвы до Санкт-Петербурга.
Такой тип изолятора используется не повсеместно, но они есть. После обнаружения той трещины с помощью мотрисы были обследованы все места их установки.
Герой сегодняшней нашей рубрики «Доска почёта» вспомнил, что пару лет назад в итоге поломки КИС произошла авария:
– Мы выезжали и восстанавливали сеть, а движение пришлось закрыть на время производства работ.
Однако, винить кого-то в недогляде, из-за которого произошла аварийная ситуация, преждевременно. Нередко контактную сеть повреждают случайные люди из хулиганских побуждений.
– Когда во время обхода всю контактную сеть осматриваешь, замечаешь следы от выстрелов. Это охотники в лесу так развлекаются. Дети тоже любят поиграться камнями, бросая их в провода. С моста люди что-то выбрасывают, – рассказывает Алексей Егорович.
К сожалению, ни взрослые, ни тем более дети не задумываются, сколько проблем они создают железнодорожникам своими играми и беспечностью.
Сам Алексей Голышев, по его признанию, в такие игры никогда не играл. Родители, которые до сих пор трудятся на «железке», иногда брали сына с собой на работу.
– В дорогу я влюбился с детства и хорошо понимал её роль и значение в жизни людей, – говорит Голышев. – Мой отец, Егор Михайлович, – начальник участка в дистанции сигнализации, централизации и блокировки, мама, Татьяна Алексеевна, – оператор на железнодорожной станции. Их рассказы о работе в детстве заменяли мне сказки на ночь.
После окончания школы Алексей получил образование в Канаковском энергетическом колледже. Вернувшись из армии, устроился на Октябрьскую магистраль энергетиком.
– Мне нравится моя работа. В этом заслуга и моих наставников. Это, прежде всего, начальник нашего района контактной сети Александр Бурцев. Он научил главному – добросовестно относиться к работе. Первый свой выход на линию я осуществлял со старшим электромехаником Валерием Пономарёвым. Он по-доброму делился своим бесценным опытом и учил грамотно работать.
Впечатления от своего первого осмотра Алексей Егорович не может забыть до сих пор.
– Я, словно первоклассник, смотрел на всё, раскрыв рот. Всё было интересно, я с огромным удовольствием шёл каждый раз на работу. Интерес не иссяк и до сих пор. Контактная сеть усовершенствуется, дорога постоянно развивается, скучать некогда, – отмечает Голышев.
За почти полтора десятка лет работы в дистанции, он выявил не один десяток подобных дефектов.
– Выявить проблемные места помогают плановые и внеплановые обходы с осмотром устройств. Мы берём с собой бинокль и каждый сантиметр зоны своей ответственности осматриваем самым внимательнейшим образом. Когда что-то серьёзное находим – получаем определённое удовлетворение от того, что не пропустили, предотвратили ЧП.
Без бинокля электромеханикам не обойтись. Работа связана с выявлением больных мест на шестиметровой высоте. Бинокли помогают увидеть все мельчайшие детали контактной сети.
Периодически Алексей Голышев вносит свои рационализаторские предложения. Правда, не все из них в силу экономичес-кого кризиса в стране удаётся реализовывать.
– При обрыве проводов для их стягивания я предлагал использовать электролебёдку, чтобы не вручную это делать. Но это довольно дорогостоящее мероприятие и его пока в нашей дистанции не внедряли, – делится с нами электромеханик-рационализатор.
Другая разработка Алексея Голышева нашла место в работе энергетиков. В прошлом году он предложил использовать специальные рычаги для выпрямления прута заземления опор контактной сети.
– Когда на участке работает какая-либо техника, эти пруты часто повреждаются, искривляются. Раньше их возвращали в исходное положение вручную. Это был долгий и трудоёмкий процесс, – разъясняет Алексей Егорович. – Теперь в наших дистанционных мастерских делают эти рычаги, поэтому процесс выпрямления идёт быстрее.
Главным качеством в работе энергетиков Голышев считает трудолюбие. Кроме того, важно активно нарабатывать опыт, знать все слабые места контактной сети.
– Всё зависит от самого человека. В нашей работе смотреть надо не под ноги, а наверх и по сторонам. Скоростное движение обязывает быть особенно внимательным.
Внимательность помогает Алексею Голышеву и в жизни: за 15 лет управления автотранспортом – в том числе служебным – он, к счастью, не допустил ни одной аварии. Не исключает, что благодаря этому уцелел и во время службы в горячей точке на Северном Кавказе. Коллегам из других служб внимательность Голышева тоже на руку. Где-то заметил клемму раскреплённую – сообщил путейцам. На проходящем поезде увидел дефектный токоприёмник – доложил дежурному.
– Бывало, что и зацеперов на составах замечал. Тоже сообщал на станцию, – вспоминает Алексей Егорович.
Напоследок многодетный отец и ветеран боевых действий на Северном Кавказе Алексей Голышев поделился с нами своей мечтой – доработать до того времени, когда запустят новые поезда на магнитной подвеске.
Автор: Надежда Плахова