В тот летний день дежурный помощник начальника вокзала Ростов-Главный Анатолий Дадаш заступал в ночную смену. Хоть смена и ночная, но горячая: сотни пассажиров рвутся из душного мегаполиса к морскому бризу, множество ребятишек отправляются в детские лагеря.
– Пришёл на смену, начал готовить документы для работы, – вспоминает Анатолий Дадаш. – На поезд до Адлера планировалась посадка детей-паралимпийцев, ожидались и обычные детские перевозки.
Пока заполнял документы, за окном начался дождь. Изнемогавшие от жары ростовчане вздохнули облегчённо, почувствовав долгожданную прохладу, не зная, что меньше чем через час город ждёт настоящий потоп.
– Сперва никакого опасения дождь не вызывал, – рассказывает Анатолий. – Но он становился всё сильнее, пока не превратился в сплошную стену воды. Да ещё и сильный ветер поднялся.
В городе в этот момент творился настоящий кошмар. По нескольким центральным улицам мощным потоком сносило людей и машины – вода искала путь к Дону. Пешеходов буквально затягивало на проезжую часть, где в результате погибла девочка-подросток. Различные травмы тогда получили восемь человек. Были подтоплены первые этажи, затоплены цокольные, рухнул старинный дом в центральной части города. Как позже подсчитали в МЧС, в результате разгула стихии в городе было повалено более 20 деревьев, в восьми местах оказались оборваны линии электропередачи, затоплено или смыто несколько десятков автомобилей, с улиц пришлось откачать более 17 тыс. куб. м воды.
Затоплена оказалась и Привокзальная площадь, которая расположена в низине. Только здесь спасатели откачали более 10 тыс. кубометров воды.
– От начала дождя до того момента, как всё вокруг оказалось затоплено, прошло минут сорок, – говорит Анатолий Дадаш. – В здании вокзала собралось несколько сотен человек, некоторые были на грани паники. Поезда продолжали ходить, но с опозданием: пути залило примерно на 40 см. Наш диктор Ольга Шумская объявляла обо всех изменениях в расписании, поэтому пассажиры имели самую полную информацию.
Прибывающие поезда больше напоминали корабли, разрезающие носом воду, но всё же со стороны путей ситуация оставалась более-менее нормальной. Со стороны же города вода поднялась выше полутора метров. Под мостом по дороге к остановке общественного транспорта пройти стало невозможно.
– Мы проводили пассажиров поверх затопленного прохода, через насыпь и рельсы – как прибывающих на вокзал, так и направляющихся в город. Подсаживали людей, подавали им сумки, на другой стороне помогали спуститься. Так или иначе были задействованы все работники вокзала, без помощи никого не оставили, – рассказывает Анатолий Дадаш.
Нормализовалась ситуация только под утро, когда спасатели откачали воду с Привокзальной площади. К этому времени усилиями железнодорожников практически нормализовалось и движение поездов. Так, работники станции Ростов-Главный сразу приняли участие в организации работы по приготовлению маршрутов для приёма и отправления пассажирских поездов. Собственно, благодаря им, а также путейцам и многим другим работникам СКЖД удалось не допустить остановки движения и продолжать отправлять поезда, хоть и с задержками.
Главный инженер станции Николай Чернов и составитель поездов Анвар Яролиев, например, переводили стрелки, стоя в воде, которая поднялась на метр. Начальник Ростовской дистанции гражданских сооружений, находясь в отпуске, немедленно прибыл на станцию и организовал работу по откачке воды, что позволило значительно сократить время задержки поездов. Словом, общими усилиями вокзал к утру вздохнул спокойнее.
– Конечно, вымокли все насквозь, с ног до головы, – улыбается Анатолий Дадаш. – Такого наводнения я ещё не видел, но главное – ничего непоправимого у нас на вокзале и вокруг не произошло.
Сам Анатолий – потомственный железнодорожник, а вернее, потомственный вокзальщик. Его отец долгие годы проработал на вокзале носильщиком, имел множество благодарностей и наград. Сестра трудилась в справочной вокзала. Анатолий, окончив железнодорожный техникум, пришёл на станцию помощником составителя поездов, а через некоторое время стал дежурным помощником начальника вокзала. В своей непростой должности он трудится уже более 20 лет, награждался руководством и дороги, и компании. По стопам отца пошли и две дочери.
– Никогда не жалел о выборе профессии, – уверяет он. – На вокзале вся суть железной дороги: сотни пассажиров, десятки поездов, жизнь здесь всегда не течёт, а бьёт ключом. Скучно не бывает.
А ещё Анатолий Дадаш уже не первое десятилетие завзятый футбольный болельщик. В сезон старается не пропускать матчи местной команды. Когда удаётся, любит с семьёй, друзьями выбраться на природу, посидеть с удочкой, приготовить на костре донскую ушицу, отдохнуть от повседневных проблем.
Автор: Игорь Евдокимов