– Один вовремя не обнаруженный дефект в литой детали тележки грузового вагона способен привести к самым печальным последствиям. Это знают все железнодорожники. Поэтому каждую своевременно выявленную трещину осмотрщики воспринимают как большой успех.
И если первый выявленный дефект в работе вагонника ещё можно считать счастливым стечением обстоятельств, то второй, третий и все последующие – как звёзды на борту боевого истребителя, обозначающие количество сбитых самолётов противника и уровень мастерства лётчика. На счету осмотрщика-ремонтника эксплуатационного вагонного депо Максим Горький Александра Соловьёва за последние шесть лет более 190 (!) выявленных и подтверждённых трещин боковых рам и надрессорных балок, а значит, если продолжать проводить параллель с авиацией, он – настоящий ас.
Самый результативный осмотрщик
По словам коллег, Александр Васильевич в чём-то похож на Маэстро из фильма «В бой идут одни «старики». Так же, как и киноперсонаж, Соловьёв пользуется заслуженным уважением и авторитетом в своём коллективе. Будучи истинным мастером вагонного ремесла, в свои 56 лет он твёрдо стоит на страже безопасности движения поездов по российским железным дорогам.
За каждую 12-часовую смену Александру Васильевичу и его бригаде из шести человек необходимо осмотреть более тысячи вагонов. Согласно статистике, ежесуточно через парк приёма станции имени Максима Горького (парк «В») проходит до 72 составов по 70 вагонов в каждом. Их осмотром в режиме нон-стоп занимаются четыре бригады осмотрщиков, две из которых выходят в дневную, а ещё две – в ночную смены.
– Наша основная работа, независимо от погодных условий, происходит на воздухе, – поясняет Александр Васильевич. – Причём если не на прямых ногах, то на полусогнутых.
По словам нашего героя, качественный осмотр подвижного состава требует от железнодорожников много сил и выносливости.
– Труд осмотрщика тяжёлый, – уверен мастер производственного участка эксплуатационного вагонного депо Максим Горький Пётр Давыденко. – Жара, холод, ливень или град, а ты должен быть возле поезда, находить неисправности. За тридцать минут необходимо осмотреть до 70 вагонов. Идя не по асфальту, а по гравию, нужно подлезть под каждый из них, чтобы обследовать боковины со всех сторон. А в смену на станцию прибывает до 36 поездов!
По итогам 2015 года в парке приёма станции имени Максима Горького, где сегодня в четыре смены работают 56 осмотрщиков-ремонтников, было выявлено 275 дефектов в литых деталях тележек грузовых вагонов. Что примечательно, практически каждое пятое несоответствие обнаружено нашим героем.
– Вообще, все осмотрщики-ремонтники вагонов, которые трудятся в нашем парке приёма – это опытные специалисты, отработавшие в вагонном хозяйстве не менее трёх лет, – продолжает Пётр Давыденко. – Однако по количеству выявленных дефектов в литых деталях тележек грузовых вагонов равных Александру Соловьёву у нас нет!
Справедливости ради стоит отметить, что в эксплуатационном вагонном депо Максим Горький сегодня работает много молодых специалистов, которые также отлично проявляют себя. И что примечательно, для многих из них Александр Васильевич выступает в роли наставника и учителя. Кстати, в своё время в их числе был и непосредственный руководитель нашего героя, Пётр Давыденко, который на протяжении нескольких лет работал с ним в одной смене.
Опыт, который востребован на сети
Секретами мастерства Маэстро из мира осмотрщиков вагонов охотно делится с коллегами из других смен в ходе технических занятий. А в 2013 году, когда Александр Васильевич участвовал в сетевой школе, о его уникальном опыте узнали вагонники с других магистралей. Мероприятие на тему «Инновационные решения и нестандартные методы по выявлению трещин боковых рам» проходило в стенах эксплуатационного вагонного депо Карымское (Забайкальской дирекции инфраструктуры).
– Все «инновационные» методы выявления дефектов, о которых рассказывали в ходе той сетевой школы, для меня к тому моменту уже были традиционными, и я давно применял их в своей практике, – признаётся Александр Соловьёв. – Обсуждали не столько методы нахождения дефектов – они известны и изучены, – сколько решали, что нужно сделать, чтобы как можно больше работников выявляли неисправности.
После поездки на Забайкальскую железную дорогу у нашего героя была командировка в эксплуатационное вагонное депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский Октябрьской дирекции инфраструктуры. Туда его пригласили для оказания практической помощи.
За долголетний добросовестный труд и образцовое выполнение служебных обязанностей Александр Соловьёв неоднократно поощрялся руководством. Так, в 2012 году он был награждён благодарностью президента ОАО «РЖД», а также почётной грамотой начальника Приволжской дирекции инфраструктуры. А в 2015 году список его трофеев пополнили часы президента ОАО «РЖД». Как пояснили в Приволжской дирекции инфраструктуры, звание «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» Соловьёв не получил только потому, что его стаж на железной дороге – менее 20 лет. К моменту выхода данной статьи Александр Васильевич отработал в вагонном хозяйстве чуть более 16 лет.
Дело хитрости
По словам Соловьёва, многие профессиональные хитрости он почерпнул не из учебников и технической литературы (хотя вся теория относительно осмотра вагонов у него отлетает от зубов), а исключительно из личного опыта. И даже свой первый дефект в литой детали тележки отыскал сам, без посторонней помощи.
В арсенале каждого осмотрщика-ремонтника вагонов в обязательном порядке есть смотровой молоток, набор шаблонов, фонарик, щётка по металлу, а у старшего в смене ещё и рация. Кроме того, представители данной профессии должны носить с собой зеркало и увеличительное стекло, с помощью которого можно разглядеть даже самый незначительный дефект. Однако одно хитрое решение Соловьёва несколько лет назад позволило отказаться от излишней «оптики», что существенно облегчило труд его коллег.
– Вместо обыкновенного зеркала и линзы я предложил использовать зеркала наподобие тех, что встречаются на многих современных автомобилях, – делится секретами своего мастерства Александр Васильевич.
Сначала инновация появилось у Соловьёва, а потом – практически у всех его коллег. Впрочем, внедрение оригинального приспособления всё равно не позволило другим вагонникам обогнать Александра Васильевича по количеству выявленных дефектов.
Кто ищет, тот всегда найдёт
Имея за плечами незаконченное высшее педагогическое образование, воспитав двух дочерей, а теперь уже и внуков, наш герой уверен: вдохновить человека на любые свершения можно только личным примером.
– Александр – это человек, который переживает за своё дело, старается, чтобы сходов и аварийных ситуаций на железной дороге было как можно меньше, – уверен коллега нашего героя из другой смены, осмотрщик-ремонтник Андрей Иванович Бочаров (полный тёзка губернатора Волгоградской области). – Мы и сами стараемся не отставать от него, спрашиваем: «Где ты трещины находишь?». Он с удовольствием рассказывает нам об этом, хотя со своей сменой, понятное дело, делится охотнее.
Видимо, поэтому смена, в которой работает Соловьёв, выявляет в разы больше дефектов, чем остальные три вместе взятые, что подтверждает убеждение нашего героя о существенной пользе личного примера.
Я также спросил мастера, в чём заключается секрет его успеха.
– Никакого профессионального секрета, о котором бы не знали мои коллеги, у меня нет, – признался Александр Васильевич. – Главное – нужно всегда стремиться найти дефект. Ведь, как гласит известная библейская истина, «Кто ищет – тот найдёт!».
По словам руководства депо, Соловьёв, несмотря на свой пенсионный возраст (56 лет), до сих пор даст фору молодым. Поспеть за ним при осмотре вагонов непросто.
– Как удаётся? Правильный образ жизни. В юности увлекался спортом. И в течение всей жизни поддерживаю форму. Дома есть тренажёр, жена купила. При хорошей физической форме продлевается молодость и до глубокой старости остаёшься в ясном уме, – объясняет Александр Васильевич.
Наш герой поставил себе цель: не уходить на пенсию до тех пор, пока не поймёт, что начинает отставать от молодых. Однако до этого пока далеко: молодым ещё гнаться и гнаться до результатов опытного осмотрщика, которого если и можно назвать стариком, то только в кавычках.
Автор: Алексей Шмалей