За 28 лет работы на Забайкальской железной дороге ревизор по безопасности движения поездов по хозяйству электрификации и электроснабжению Сергей Устин прошёл её всю не один раз. А начался его трудовой путь в июле 1983 года, когда он пришёл работать электромонтёром в Могочинскую дистанцию электроснабжения.
Несмотря на то, что родители Сергея Устина, Геннадий Михайлович и Галина Ивановна, работали в локомотивном депо Могоча, он выбрал своей профессией энергетику.
– Мой отец проработал в локомотивном депо более 45 лет, – с гордостью отметил Сергей Устин. – Начинал он с должности помощника кочегара паровоза. Затем перешёл в бригаду ремонтников. А мама работала в доме отдыха локомотивных бригад.
Ещё в школе Сергей Устин проявил способности к точным наукам. Ему нравились опыты по физике, особенно те, что были связаны с электричеством. Несмотря на то, что он постоянно бывал на работе у родителей в локомотивном депо и даже ездил в кабине тепловоза в поездки до станций Зилово и Ерофей Павлович, окончив школу, Сергей устроился на работу учеником электромонтёра в Могочинскую дистанцию энергоснабжения.
– Навыки, полученные на первом месте работы, пригодились мне во время службы в армии, – сказал Сергей Геннадьевич. – Служил я в Улан-Удэ, в танковых войсках, и полученные знания использовал, помогая ремонтировать технику.
После службы в армии вернулся в родную дистанцию. Проработал месяц, и ему предложили поступить по целевому направлению в Забайкальский филиал Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, учиться на факультете “Электрификация железных дорог”.
– Первые полтора года учиться мне было немного сложно, – заметил он. – Сказывалась служба в армии. Всё-таки за два года многое из школьной программы позабылось. И только благодаря преподавателям, влюблённым в своё дело, студенты усваивали материал.
Учебный план был составлен так, что первые три года студенты учились в Чите, а заканчивали вуз уже в Хабаровске. Пока занятия проходили в Забайкалье, Сергей Устин вместе с однокурсниками летом работал в стройотряде. Он был монтёром пути 5-го разряда, помогал работникам путевых машинных станций, дислоцированных на Забайкальской железной дороге, ремонтировать путь.
– Во время летних путеремонтных кампаний мы применяли полученные в институте теоретические знания на практике, – отметил он. – Учились правильно заземлять контактную сеть, смотрели, как работают энергетики.
Получив диплом, Сергей Геннадьевич вернулся в Могочинскую дистанцию энергоснабжения, на этот раз уже электромехаником. За семь лет он прошёл путь от электромеханика до начальника района контактной сети.
– В тот год, когда я вернулся в дистанцию электроснабжения молодым специалистом, началась установка опор контактной сети от станции Ерофей Павлович в сторону Могочи, – вспоминал Сергей Устин. – И мне посчастливилось приложить свои руки и знания к электрификации этого важного участка Забайкальской железной дороги.
В течение года он вместе с коллегами выезжал на перегоны Колокольный – Амазар, Амазар – Германовский, Германовский – Семиозёрный, Семиозёрный – Таптугары, Таптугары – Могоча, где устанавливали опоры контактной сети. А уже в 1992-1994 годах Сергей Устин непосредственно принимал участие в монтаже контактной сети на участке Зилово – Могоча. Стоит отметить, что эта работа велась собственными силами специалистов эксплуатационных служб Забайкальской железной дороги.
Серьёзное отношение молодого специалиста к выполнению поставленных задач заметили, и его пригласили на работу сначала инженером, а потом и заместителем начальника отдела энергоснабжения Могочинского отделения, где он трудился на протяжении шести лет: с 1995 до 2001 года. И здесь на практике он умело применял полученные знания и накопленный опыт.
Кстати, с вопросами электрификации отдельных участков Забайкальской железной дороги Сергей Устин сталкивается на протяжении всей своей служебной карьеры.
А в 2001 года Сергей Геннадьевич перешёл работать в ревизорскую службу. Сейчас он ревизор по безопасности движения поездов по хозяйству электрификации и энергоснабжения аппарата главного ревизора Забайкальской железной дороги.
– В мои обязанности входит, чтобы каждый работник соблюдал все тонкости технологических процессов, – заметил Сергей Устин. – Образно говоря, каждая гаечка и каждый винтик, включённые в технологический процесс, должны быть на месте. Все механизмы должны работать бесперебойно, чтобы и пассажирские, и грузовые поезда ходили по графику.
Вот уже на протяжении десяти лет, два раза в год, во время весеннего и осеннего комиссионных осмотров, Сергей Устин проходит несколько сот километров, проверяя энергохозяйство Забайкальской железной дороги, в которое входят и контактная сеть, и тяговые подстанции, и другое оборудование.
В своей работе Сергей Геннадьевич опирается на собственные знания и опыт. И как он сам говорит, это только кажется, что у ревизоров работа простая. А на самом деле на их плечах огромная ответственность. Порой нужно учитывать абсолютно всё: и сопротивление материалов, и влияние наружных температур на металл, и ещё множество различных факторов.
По словам Сергея Геннадьевича, у энергетиков работы больше в летнее время года. Это происходит из-за того, что очень часто из-за высоких температур происходит провисание проводов, обрывы и изломы оборудования. В связи с изменением технологий грузовых перевозок увеличились вес и скорость поездов, и, к сожалению, время от времени возникают проблемы, связанные с выходом из строя системы энергообеспечения.
– Законы физики ещё никому обмануть не удавалось, – объяснил Сергей Геннадьевич. – На участке Зилово – Могоча должно располагаться шесть групп тяговых подстанций. Но, в силу определённых обстоятельств, их построено меньше. Кроме того, на качество энергоснабжения дороги влияют и разные мощности Амурской области и Забайкальского края. Происходят большие перетоки электроэнергии между энергосистемами. Чтобы избежать дефицита мощностей и перетока между энергосистемами, было принято решение о строительстве вставки постоянного тока в районе станции Могоча. Забайкальские железнодорожники решают данный вопрос на самых различных уровнях.
В соответствии с планом мероприятий по повышению надёжности электроснабжения на Забайкальской железной дороге, сдают в эксплуатацию устройства поперечной компенсации и фильтры компенсирующих устройств, 17 из которых уже работают.
Стоит отметить, что если вопрос с качественным энергоснабжением “узкого места” на Забайкальской железной дороге будет решён, то это позволит максимально сократить интервал движения между поездами, что, в свою очередь, повысит пропускную способность дороги, а значит, принесёт пользу не только железнодорожникам, но и в целом экономике страны.
За трудовые заслуги Сергея Устина неоднократно поощряли почётными грамотами и благодарственными письмами как начальника Забайкальской железной дороги, так и президента ОАО “Российские железные дороги”. В 2010 году ему было присвоено звание “Лучший общественный инспектор по безопасности движения на железнодорожном транспорте” и он получил знак “Отличный работник Забайкальской железной дороги”. В 2012 году ревизор получил знак “За безопасность движения”. В 2014 году ему вручили именные часы президента ОАО “РЖД”.
Во многом Сергею Геннадьевичу помогает его супруга, Елена Михайловна, с которой они ещё вместе учились в школе, а затем и в институте. Сейчас она работает начальником сектора пропускных способностей Забайкальской дирекции управления движением.
– Дружить с Еленой мы начали ещё со студенческой скамьи, – сказал он. – Хотя учились мы на разных факультетах. Она по образованию путеец. А в феврале 1986 года мы поженились.
В 1990 году у них родилась дочь, Ольга, которая в настоящее время, после окончания Забайкальского института предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, получив диплом экономиста, работает в одном из банков города Санкт-Петербурга. А через два года, в 1992 году, у них родился сын, Сергей, окончивший юридический факультет Забайкальского государственного университета по специальности “Таможенное дело”. Он занимается юриспруденцией на одной из станций технического обслуживания.
Работа для Сергея Геннадьевича важна, но на ней он, как говорится, не зациклен – находит время и для активного отдыха. Несколько лет назад освоил новый для себя вид спорта – горные лыжи. Сергей Устин отметил, что предпочитает трассы на читинском “Высокогорье” и добавил, что у него неплохо получается. Кроме того, ему нравится в зимнее время кататься на коньках. А летом они вместе с супругой стараются съездить на пару недель в китайский санаторий Удалянчи.
– По своим свойствам минеральная вода в этом санатории не уступает знаменитым пятигорским нарзанам, – сказал Сергей Устин. – Она полезна для людей с проблемами пищеварительного тракта и опорно-двигательного аппарата. Кроме того, для нас, жителей Забайкальского края, это один из самых приемлемых вариантов отдыха, как по финансам, так и по времени.
18 мая в Инженерном центре Забайкальской железной дороги состоялось торжественное собрание, посвящённое 80-летию со дня образования ревизорского аппарата. Более 25 человек получили почётные грамоты, благодарственные письма, знаки отличия, денежные премии и памятные подарки. Сергею Устину был вручён нагрудный знак “Почётный железнодорожник”.
Автор: Анатолий Якимов