Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Тореадор для вагонов

Тореадор для вагонов

Владимир Сизов , составитель поездов станции Инская

Составитель поездов станции Инская Владимир Сизов встречает свой очередной рабочий день. Какая это по счету его смена, он даже примерно не может сказать, ведь счет уже давно пошел на тысячи. Еще бы, ведь на Западно-Сибирской железной дороге Владимир Анатольевич трудится без малого сорок лет.


Смелее в бой


Вагоны бесконечной чере дой катятся навстречу составителю с угрожающим видом, но он давно привык к ежедневной опасности, которую таит в себе железная дорога. Подобно тореадору, бесстрашно пропускающему подле себя ревущих быков, Владимир Анатольевич с самым спокойным видом управляется с цистернами и полувагонами. Зацепляет вилкой автосцепку, пара шагов параллельно с составом, резкий поворот вилки – и дальше вагон двигается уже в полном одиночестве. А составитель продолжает изучать ползущий рядом товарняк, строго сверяясь с сортировочным листом.


– ДБ – это длиннобазные вагоны, а ОХР означает, что данный вагон находится под охраной, – разъясняет мне мудреные условные обозначения в сортировочном листе Владимир Анатольевич.


– А не страшно за себя? – интересуюсь я. – Всем известно, составитель поездов – самая опасная профессия на железной дороге…


– Привык уже, но о нормах охраны труда думаю ежеминутно. Главный принцип работы без травм прост – всегда смотри под ноги. А в приметы не верю. Если черная кошка перед сменой перебежит дорогу – и пусть себе бежит, значит, ей нужно куда-то (улыбается).


Руки помнят


В железнодорожной отрасли Владимир Сизов с самых младых ногтей – в 15 лет он уже забил свой первый костыль, работая монтером пути в Каргатской дистанции пути. Сегодня нет ни той дистанции, ни ветки, на которой начинал свой трудовой путь наш герой, да и сам он, так сказать, «сменил окраску», в один прекрасный день переведясь в движенцы.


– В 1979 году приятель, работавший составителем поездов, предложил мне попробовать себя в качестве помощника составителя. Я подумал: а почему бы и нет? Что ни говори, движенческая работа интересней путейской, да и железнодорожную специфику движенцу нужно знать гораздо лучше.


Сложную специальность Сизов освоил быстро. Время шло, через пару лет он уже был назначен на должность дежурного по станции Пихтовка.


Однако пришли нелегкие времена распада СССР, менялось все вокруг, нужно было находить себя в новой экономической ситуации. И Владимир Анатольевич вновь взял в руки вилку для расцепки вагонов.


Восстановив в памяти подзабытые навыки, он принялся за работу составителя поездов, но уже на станции Инская. Говорит, оценил все трезво, здесь и перспектив больше, и работа куда как масштабнее, а то, что нагрузки на одной из самых крупных сортировочных станций сети весьма высокие, – так трудности нашего брата никогда не пугали.


За минуту до беды


– Погода – главный враг составителя поездов, – рассуждает Владимир Анатольевич. – То снег «лепит», то из-за бурана не видно ни зги, а работу надо выполнять без огрехов в любое ненастье. Морозы – тоже не лучший подарок. Вот, к примеру, в позапрошлом году нас зима потрепала. В минус 42 у вагонов даже застывали буксы, вагоны не катились с горки. Приходилось подключать маневровые тепловозы.


Да, много что случалось за долгие годы работы Сизова на Западно-Сибирской. Несколько лет назад, работая с очередным составом, Владимир Анатольевич заметил, что ящик на одной из платформ стоит неровно.


Пригляделся получше – одно из креплений этого ящика оказалось оторванным. Еще немного, и он мог просто-напросто завалиться на соседний путь, а к чему бы это привело – одному богу известно. Составитель поездов сообщил о найденном нарушении дежурному по горке, и злосчастный ящик закрепили как следует.


Первый учитель


О своих заслугах Владимир Анатольевич говорит со скромностью работяги: мол, работаю не лучше и не хуже других составителей поездов с Инской. Меж тем, по итогам прошлого года он оставил за плечами не только коллег по станции, но и со всего холдинга, став лучшим по профессии на сети. Уверяет, что сам не ожидал такого результата, но теперь нужно держать планку, ответственности добавилось еще больше. Среди других его значимых поощрений – благодарность министра путей сообщения Геннадия Фадеева, двое наручных часов с гравировкой от руководства станции и целая стопка других поощрений. Но едва ли не значимей всех других для Сизова самая первая полученная им благодарность, о которой он, правда, вспоминает с ноткой грусти:


– В свой первый год работы на дороге я участвовал в строительстве железнодорожного моста через реку Бакса, за что и получил ту благодарность. Речка эта течет и сейчас, а вот моста уже нет – ветка утратила значимость, и его разобрали. Жалко…


Еще одна весомая, а быть может, главная заслуга Владимира Сизова – это его наставническая работа. Если собрать всех его учеников разных периодов вместе, получится если не полк, то добрый отряд. Многие из них ушли высоко по карьерной лестнице, но своего первого производственного учителя они помнят по сей день.


Педагогических методик Владимир Анатольевич, конечно, не изучал, но подход к молодым всегда умел найти. Знает: чем больше кричишь и нервничаешь, тем хуже ученик усвоит то, что ты ему передаешь. И еще: то, что начинающий работник узнает в первые свои рабочие дни от наставника, закрепится в его голове на всю жизнь.


– Когда я решил перевестись из сигналистов в составители поездов, и встал вопрос о выборе наставника, все старшие коллеги единогласно советовали мне Владимира Анатольевича, – говорит очередной ученик Сизова Николай Гулеев. – Говорили, что это опытный работник, умеет хорошо и доступно объяснить, подсказать как по производственным вопросам, так и в плане безопасности. Мы пока недолго работаем вместе, но уже нашли общий язык, а профессионализм Владимира Анатольевича чувствуется в каждом его движении.


Трактор системы Сизова


Если в рабочее время Владимир Анатольевич – железнодорожник-профессионал, то в свободное – настоящий Кулибин. Больше десяти лет назад он своими руками собрал трактор! Купил детали в разных магазинах, покумекал – и самодельный транспорт немало послужил семье Сизовых в хозяйстве. И это при том, что специального технического образования железнодорожник не получал, все его знания почерпнуты в юности от отца-шофера. Трактор системы Сизова, кстати, на ходу и по сей день.


С февраля Владимир Анатольевич числится пенсионером, однако продолжает оставаться в обойме.


– Пока есть силы, пока медкомиссия не решит, что пора на покой, буду работать, – улыбается он.


Но чувствуется, «спишут» Сизова не скоро. По станции о нем ходят легенды: ни одного больничного за 38 лет работы! Да и самому герою нашей публикации без железной дороги будет тоскливо. Даже в отпуске он скучает по звукам «музыки колес».


– Не жалею ни о чем, – заключает железнодорожник. – Будь у меня другая жизнь – прожил бы ее точно так же.

Автор: Александр Матвеев


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»