В начале апреля на втором главном пути перегона Новый Быт – Пупышево под поездом № 1164 сработал датчик устройства контроля схода подвижного состава (УКСПС). Осмо-ревшие состав машинист и его помощник никаких проблем не увидели. Тогда на проверку грузового поезда отправился электромеханик Тихвинской дистанции сигнализации, центра-лизации и блокировки Денис Алябьев.
Это была его личная инициатива, не входящая в обязанности. Практически сразу он обна-ружил неисправность электровоза ВЛ15, заключавшуюся в изломе наклонной тяги. И запретил проезд состава на станцию. Дальнейшее проследование локомотива с такой неисправностью по стрелочному съезду могло привести к повреждению рабочей тяги стрелочного перевода и, как следствие, к сходу поезда.
Стаж работы на железнодорожном транспорте у Дениса Александровича – уже почти де-сять лет, но это первая серьёзная неисправность, которую ему удалось выявить самостоятельно. Главный инженер ШЧ-8 Сергей Васильев говорит, что в обязанности механика входит восстанав-ливать устройства, но не выявлять дефекты. Однако Денис, по мнению руководителя жадный до знаний и любопытный в работе, решил сам поучаствовать в осмотре поезда. И не зря! Если бы не перепроверил, не проявил бдительность – поставили бы отметку о ложном срабатывании и могла случиться беда.
– На локомотиве отвалилась деталь и сбила наше устройство, предназначенное для кон-троля и предотвращения схода подвижного состава, – объяснил Сергей Анатольевич. – Изна-чально, когда появляется индикация о срабатывании датчика УКСПС, мы никогда не знаем при-чин неисправности. Локомотивом его сбили или вагоном, а может само устройство сбой дало? Это только после тщательной проверки установить можно.
И Алябьев смог установить причину раньше, чем к осмотру приступили те, кому положено было этим заниматься. Заметив, что под локомотивом волочится наклонная тяга, он тут же со-общил об этом дежурному по станции.
– Последствия пропуска дефекта были бы плачевными. Наклонная тяга могла залететь под колёсную пару, что неизбежно привело бы к сходу подвижного состава, – говорит главный ин-женер. – Кроме того, повредили бы станционные устройства, погнули тяги на стрелочных элек-троприводах, способствовали бы взрезам стрелок, а могли сповоцировать и ещё худшие послед-ствия.
В дистанции сообщили, что срабатывания УКСПС случаются нечасто, примерно раз в квар-тал. А подобные неисправности обнаруживаются ещё реже. И не только на полигоне Октябрь-ской магистрали, но и в целом по сети дорог.
Алябьева на предприятии охарактеризовали, как грамотного специалиста.
– Несмотря на то, что он перешёл на работу к нам недавно, после слияния в апреле Вол-ховстроевской дистанции сигнализации, централизации и блокировки и нашего предприятия, Денис Алябьев уже имеет авторитет в коллективе, – рассказывает специалист по управлению персоналом ШЧ-8 Людмила Яковлева. – У него высшее образование, он принимает активное участие в молодёжной политике.
Главный инженер дистанции назвал Дениса Алябьева весьма перспективным работником.
– Потенциал у него есть, желание развиваться, расти, а мы поможем, чем сможем, – отме-тил Сергей Васильев. – Он, как и все молодые специалисты, находится в резерве на замещение должности и уже исполнял обязанности старшего механика. Справился хорошо! Алябьев ника-кой работы не боится. Напротив, он заинтересован в карьерном росте. Обратная связь с ним все-гда есть. Одно из его достоинств в том, что любую информацию он воспринимает адекватно. Недочёты в работе бывают у каждого, но он на замечания не обижается, старается исправлять их сразу.
Помимо всего Денис Александрович находит время и для разработки рационализаторских предложений. И практически все его разработки внедряются в производственные процессы. Успевает он и функции уполномоченного по охране труда исполнять.
– Он сам вызвался заниматься этим делом, – рассказывает непосредственный руководи-тель Алябьева, старший электромеханик Сергей Смирнов. – Подошёл к инженеру по охране труда и проявил инициативу. Тогда как раз было свободное место уполномоченного и его взяли. Я замечал, что сначала ему было трудно. Но он старался своими силами освоить это направление в работе, читал специальную литературу. И хотя у меня иногда есть вопросы к нему по работе, но важно то, что он никогда не прячется за спинами других, всегда старается самостоятельно ре-шать все задачи. С такими людьми работать легче.
Сам Денис Александрович рассказывает, что многому он научился у отца, который тоже трудится на железной дороге. Его безусловная любовь к работе и бесконечные разговоры о «железке» ещё в детстве разбудили в Денисе и его старшем брате желание пойти по стопам от-ца. Брат стал машинистом. И Денис вслед за ним закончил Волховстроевское железнодорожное училище, получив профессию помощника машиниста. А когда отслужил в армии, решил сменить профиль и поступил в ПГУПС:
– Можно было довольствоваться средним специальным образованием, но тогда перспек-тив для роста не было бы. Я же не хочу топтаться на месте, – улыбается Алябьев.
Старший электромеханик Сергей Смирнов сразу взял его под своё крыло, став ему настав-ником. Бывало и поругает, а за что-то похвалит. Главное, что он всегда остаётся неравнодушным к своему делу и этому научил Дениса Александровича.
– Личным примером он показал мне, как важно быть внимательным и требовательным к самому себе в работе, этим я и руководствуюсь всё время, – говорит Алябьев.
Поначалу у него, как и у многих молодых специалистов, были трудности с запоминанием схем, алгоритма работы. Признаётся, что однажды даже порывался уйти с «железки», но Мак-сим Ларькин, занимающий тогда должность начальника дистанции, сумел найти нужные слова и Денис Александрович передумал.
– Он объяснил мне, тогда совсем молодому и неопытному, что в любом месте сначала трудно. Нужно перетерпеть, «обтереться» и спокойно вникать в работу. Как же я теперь ему благодарен за это. Ведь он мог просто подмахнуть заявление, не беспокоясь о судьбе, по сути, чужого человека, и где бы я сейчас был? – вспоминает Денис Александрович.
Из той сложной ситуации выпутаться ему помогли и книги. В любую свободную минуту Де-нис Александрович взахлёб читал, напитывался информацией. И сегодня он с рабочей литерату-рой практически не расстаётся. Редкий раз с коллегами в обеденное время на перекур выйдет, предпочитая этому расширение кругозора.
– Во-первых, опыта много не бывает. Практика дело незаменимое, но и теория нужна. Да и время ведь не стоит на месте, техника совершенствуется. Надо быть в курсе событий и новей-ших разработок, – считает Денис Алябьев. И невозможно в этом с ним не согласиться.
Автор: Надежда Плахова