Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Обыкновенное мужество

Обыкновенное мужество

Сергей Юманов, осмотрщик-ремонтник вагонов на станции Белая Калитва
Та памятная ночь для осмотрщика-ремонтника вагонов Сергея Юманова начиналась как обычно. Он сидел в одной из комнат вокзала, на улице звучала музыка – город готовился к празднику 9 Мая. Раздался стандартный вызов дежурной – к станции подходил очередной грузовой поезд. 

Восемь минут обычно проходит с момента звонка дежурной до прибытия поезда на станцию. Сергей, особо не торопясь, собрал всё необходимое к очередному осмотру, взялся за ручку двери, и тут грохнуло.

Огненный столб

«Открыл дверь и сразу же увидел обломки – одна из секций локомотива лежала на боку в нескольких метрах от меня. Слева – зарево, столб огня, как тогда показалось, метров 30 в высоту. Огонь сопровождало громкое шипение, подумал, что пробило газовую трубу», – вспоминает Сергей.

Кроме той секции, что лежала практически у дверей, заметил ещё одну – впереди, у входа в вокзал, и третью, тоже перевернутую, на фоне зарева пожара. Там же громоздились искалеченные вагоны. Сергей побежал в дежурку, доложил: на станции крушение, пожар. Потом вызвал пожарных.

Около станции тем временем уже собралась толпа любопытных горожан. Щёлкали вспышки мобильных телефонов, случайные свидетели катастрофы стремились запечатлеть невиданное событие.

Приехали первые наряды полиции, но они не смогли что-либо сделать с возбуждённой толпой. Горожане не хотели расходиться. Не каждый день доводится видеть нечто по своей мощи сравнимое с голливудскими спецэффектами. Через две-три минуты неожиданно для всех раздался второй взрыв.

В два рукава

«Все разбежались в испуге, пространство вокруг места крушения очистилось. И здесь я заметил человека с фонариком. Он бегал возле первой секции локомотива и кричал про зажатого там машиниста», – говорит Сергей.

Вместе с одним из охранников станции он побежал на помощь. Секция начала гореть, и зажатый в ней человек мог погибнуть. Счёт шёл уже на секунды. 

«У нас есть пожарный рукав, и мы бросились к нему, – описывает Сергей ситуацию. – С трудом удалось с помощью молотка открыть кран и пустить воду. Напор был хоть и не очень сильный, но подступавший к машинисту огонь всё же удалось сбить».

Подъехала первая пожарная машина. Сергей – к ней. В машине был только водитель. Пока охранник продолжал бороться с огнём с помощью стационарного водяного шланга, Сергей с пожарным разворачивали рукав спецмашины. 

«Шланг я размотал. Так что удалось зайти с другой стороны локомотива и пустить воду, – говорит Сергей. – Получилось, что мы стали поливать секцию с двух сторон и машиниста удалось спасти от огня ещё до приезда основных пожарных сил».

Три долгих дня 

Приехали представители МЧС. Сергей стал помогать им выяснять, какой именно груз находится в горящих вагонах. Информацию получал от дежурных по станции – работавшей в эту ночь Ларисы Генераловой и прибежавшей после крушения на помощь сослуживцам Любы Ходыревой.

С рельсов сошли более 50 цистерн. Восемь из них загорелись, две взорвались. Были повреждены 1,5 тыс. м  путей. Только потом выяснилось, что из одной из цистерн произошла утечка токсичного химического вещества.

Сразу после крушения о собственной безопасности сотрудники станции не думали. Важно было помочь людям и оценить масштаб трагедии. 

Всего в Белой Калитве пострадали 52 человека. 18 из них пришлось госпитализировать. Больше всего досталось тому самому машинисту, которого спасали от огня Сергей с товарищами.  

Прошли первые шоковые часы. На месте крушения собрались чиновники, специалисты, спасатели, восстановители. Стало попроще.

«Это я так предположил, что стало проще, на самом деле следующие три дня пришлось практически жить на станции, – грустно улыбается Сергей. – Постоянно приходилось кому-то рассказывать, что и как происходило, то следователям, то членам комиссии. Домой только поесть и умыться прибегал».

Боец по жизни

Та ночь уже осталась позади. В планах у Сергея поездка в отпуск с семьёй в Волгоград: «Надо ребёнку показать это великое место, рассказать о том, что происходило в этом городе, о нашей истории, о Великой Победе».

По характеру Сергей – боец. Он и в армии, как в ночь на 9 мая в Белой Калитве, «принимал огонь на себя». Десантно-штурмовой полк. Контртеррористическая операция, как это принято сейчас называть. Медаль «За воинскую доблесть», полученная «за отвагу, самоотверженность и другие заслуги, проявленные при исполнении воинского долга». 

В то же время Сергей очень скромный парень, и об этом его качестве прекрасно осведомлены окружающие его люди. Собственно об участии Сергея в контртеррористической операции сообщил один из его коллег: «Он наверняка вам ни про службу, ни про награду не рассказал». 

Действительно, об этой части своей жизни Сергей умолчал. Для него в этом нет ничего необычного. Да и во всех своих поступках он не видит чего-то выдающегося.

Ему не кажется необычным, что осмотрщик вагонов тушит занимающееся вокруг зажатого человека пламя, когда в нескольких метрах бушует многометровый столб огня и в любой момент может раздаться взрыв: «Нет в этом ничего такого. Любой сделал бы то же самое, если не больше. Тем более что мне проще было: опыт имеется какой-никакой, в армии всякому пришлось научиться».

О работе на железной дороге Сергей и не мечтал никогда. Увлекался «железками», с ребячьего возраста ковырялся с велосипедами, мопедами. После службы в армии пошёл работать на литейное производство. Но не сложилось, компания пришла в упадок.

«Поработал немного водителем, но как-то к этому душа не лежала, – говорит Сергей. – Словом, находился в поиске, когда друзья подсказали, что на железную дорогу нужны осмотрщики вагонов».

Сходил, посмотрел, поговорил, заинтересовался. Потом обучение. И вот уже третий год многочисленные вагоны через Белую Калитву идут под пристальным взглядом Сергея.

Автор: Игорь Евдокимов


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»