Знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» начальник отдела автоматизированных систем управления финансами и ресурсами Воронежского ИВЦ награждена за добросовестный труд.
Признаться честно, сначала я обратился за разъяснениями: чем занимается отдел? Постарались объяснить «на пальцах». Учёт затрат и сбыта, материальные потоки, трудовые и финансовые ресурсы, баланс, банковские операции… Среди сотни позиций отдельным модулем выступает контроллинг – учёт затрат на производстве.
– На железной дороге самая сложная система бухгалтерского и налогового учёта, учёта затрат и прочего. По-моему, нигде нет такой вариативности различных отчётов. У нас же на любой вкус и потребность. Много систем, взаимодействующих между собой, перетекающих одна в другую ради получения конечного результата. Бухгалтерская программа SAP – это автоматизированная система, позволяющая планировать ресурсы крупных предприятий, рассчитывать всё до мелочей, формируя единое информационное пространство, – рассказывает Лариса.
– Но если создана такая компьютерная программа, что же здесь сложного: вбивай данные, получай результаты.
– Не всё так просто. На Юго-Восточной магистрали мы стали внедрять эту систему с 2000 года. На сети дорог стали первыми, кто не просто освоил материал, а качественно дополнил его, усовершенствовал, адаптировав к местным условиям и особенностям. Тем и хороша система, что её можно развивать. Сегодня много филиалов, дирекций, департаментов, у которых свои запросы по отчётности, свои отчёты для налоговых служб. Департаменты хотят наблюдать статистику и аналитику визуально, и система позволяет это делать в оперативном режиме. Проведённый документ прозрачен во всех отчётах. На основании данных автоматически распределяются накладные, косвенные расходы. Провели оплату, счета-фактуры – всё видно в реальном времени.
Внедрение проходило непросто: два года без выходных и полноценных отпусков. Коллектив – это отдельная тема! Приходили домой в полночь, но утром уже были на работе. Всех захватил интерес, все ринулись на выполнение задачи. Итог таков, что ездили в Москву внедрять дополненную программу. Никто не верил, что установят за три месяца. Однако справились с задачей через два месяца.
– По сути дела, вы и ваши коллеги создавали новые программы. В конце концов, образование программиста должно быть.
– Образование, естественно, есть. После восьмого класса я поступила в железнодорожный техникум, который единственный в городе предлагал специальность «Механизация учёта». Проходила практику на дорожной машинно-счётной станции. Тогда ещё не было компьютеров. Централизованная бухгалтерия работала с табуляторами, перфораторами. В 1983 году пришла уже не на практику, а на постоянное рабочее место оператором ЭВМ. Во ВЗИИТе получила диплом программиста. На больших машинах программировала как раз направления основных средств: баланс, кассовые, банковские операции. Компьютеры появились в 1995 году. По своему направлению закупили в МИИТе программу. Переработали под условия работы для нашей дороги. Через пять лет показали разработчикам их программу, которую они не узнали, и попросили наши исходники для общего усовершенствования.
– Как складывалась ваша трудовая деятельность после этого?
– Меня приглашали переехать и работать в Москве. Предлагали хорошие деньги и удивлялись отказу. Я люблю родной город, свою семью, друзей и работу, без коллектива которой себя уже не могу представить. На какие деньги можно обменять счастье? Некоторые уехали, купили в столице квартиры, не жалуются. А я такой человек, которому в минуты отдыха нужна река, палатка, бездонное звёздное небо и первый лучик солнца. Нужны друзья, город. Здесь всё родное.
– В выборе профессии родители принимали участие?
– Родители не препятствовали. Папа, Евгений Фёдорович, уже ушёл из жизни. Всю жизнь посвятил детям, будучи школьным учителем физики. Мама была учителем начальных классов, но когда появилась младшая сестрёнка, пришла работать в детский сад, чтобы устроить туда нас. Так Нина Григорьевна и осталась до пенсии при детишках. Мечтает сегодня о правнуках.
Сыну Сергею 34 года, работает в сотовой связи. Дочка Лена на четыре года младше, региональный менеджер топливных компаний. Все идут в семье своим путём. Главное, чтобы этот путь приносил радость.
С мужем познакомилась в аудиториях техникума. Он был помощником машиниста до армии. После службы, во времена перестройки, покинул дорогу. Надо было кормить семью, а с зарплатой были периодические проблемы. Бизнесмен из него не получился, а вот монтаж вышек сотовой связи пришёлся по душе. Сегодня этим и сын занимается.
– Моя сестра продолжила дело родителей, работает с детьми в музыкальной сфере. Оркестр народных инструментов Светланы Ревенко знают далеко за пределами города. С сестрой благодарны родителям за музыкальную школу, уроки танцев, часы перед мольбертом. С нами объездили они почти весь Советский Союз. Зимние походы на лыжах, осенние вылазки за грибами, бабушкина деревня, южные побережья. Всё начинается с детства. И мы им за него благодарны.
– Возвратимся в жизнь взрослых хлопот. Системы налажены, получена высшая награда компании. Можно почивать на лаврах?
– Безусловно, приятно быть поощрённой. Но системы совершенствуются, и объём работ нарастает. На железной дороге уже 35 лет, и каждый день приносит новые задачи. В работе нет и быть не может шаблона, стандартных ситуаций. Мы обслуживаем не только Юго-Восточную дорогу, но и клиентов компании, дочерних предприятий по всей России. Сегодня мы не программисты, к сожалению, данная функция ушла от нас под другую юрисдикцию. Мы остались технологами, но… технологами высокой квалификации. В моём отделе 30 человек, каждый – профессионал. Никто не уйдёт в конце рабочего дня, если требуется помощь клиенту. Технолог не просто подсказывает по инструкции решение проблемы. Наши специалисты разбираются в программировании, знают методологию, бухгалтерский, налоговый учёты. Технолог должен докопаться до истины и устранить несоответствия, в каких бы областях они ни затаились.
– По вашему увлечённому рассказу можно подумать, что работа похожа на компьютерную игру.
– Может, и так, только это для каждого из нас стало жизнью. И в этой жизни недопустимо подвести клиента, коллег, структуру. Такой характер вырабатывается: понимаешь модуль значимости, без которого любая глобальная система может рассыпаться карточным домиком. Систему создают, содержат и удерживают люди. Благодарна профессионалам Воронежского информационного-вычислительного центра, которые трудятся рядом со мной, с кем считаю за счастье окунаться в работу и я.
Автор: Константин Ефремов