Жизненный путь нашего собеседника полон поворотов и уклонов – совсем как участок Транссиба от Зимы до Слюдянки, по которому он водит грузовые поезда. Начнём с того, что на железную дорогу он пришёл зрелым мужчиной за 30 с большим опытом работы водителем.
Впрочем, когда-то он учился на инженера по конструированию и производству радиоаппаратуры. Поступить на престижную специальность в 1987-м, через год после того, как в Иркутском политехническом институте открыли набор на неё, было непросто. Однако абитуриент из посёлка Мегет (сюда его семья переехал из села Или Куйтунского района), с высокими оценками окончивший местную школу, достойно сдал вступительные экзамены, прошёл собеседование в приёмной комиссии и преодолел высокий конкурс.
Успешная учёба не помешала ему через год пойти в армию – студенты в тот момент подлежали призыву.
Александр Иванищев служил в Забайкальском военном округе в войсках связи, когда подоспел указ президиума Верховного Совета СССР, по которому отсрочка на время учёбы в вузе была возвращена. Полноценно вернуться к занятиям тогда не удалось – сказался долгий перерыв. Но забегая вперёд, скажем, что в 2016 году машинист заочно окончил Иркутский государственный университет путей сообщения. К тому же страна стремительно менялась, а женитьба вывела на первый план необходимость обеспечивать семью. Так будущий радиоэлектронщик переквалифицировался в водители.
Первые пару лет он работал в Прибайкальской геолого-географической экспедиции. Побывал во многих труднодоступных местах Иркутской области, изъездил практически всю Тункинскую долину. Позже был водителем на хлебной базе, в администрации Иркутского района и в областной кадастровой палате. Но увольнение осенью 2001 года поставило вопрос о смене профессии: с женой и девятилетней дочерью нужна финансовая стабильность.
Выручил одноклассник Олег Хорошилов, работавший машинистом и пригласивший в депо. «На мой вопрос, что делать надо будет, он тогда ответил: "Ничего, только деньги получать. – смеётся Александр Петрович. – И я теперь всем говорю, что с тех пор ничего не делаю, только деньги получаю. Может, не такие огромные, но на жизнь хватает».
В этом лишь малая доля шутки. О серьёзном подходе к работе говорит хотя бы то, что в качестве помощника Александр Иванищев ездил в общей сложности месяцев восемь, после чего выучился на машиниста. В должность вступил в марте 2004 года. И с тех пор водит грузовые поезда, признаваясь, что это даётся едва ли не легче, чем управление машиной: на железной дороге меньше непредсказуемости, чем на автомобильной.
«Меня никогда не привлекало пассажирское движение, - добавляет он. – Всегда нравились тяжёлые длинные поезда. Вести такой всё равно, что укрощать мощную стихию».
Вот всего пара цифр, чтобы представить её масштабы. Машинист регулярно водит поезда массой 7100 тонн, но когда-то ему доводилось иметь дело с весом до 7500 тонн. А составы с контейнерами, которые тянет его электровоз, порой растягивается на два километра.
Тончайшие нюансы поведения такой махины опытный специалист чувствует буквально кончиками пальцев. Своё дело и вверенный участок он изучил так, что коллеги удивляется: может с высокой точностью подсчитать. когда его бригада вернётся из очередной поездки.
«Если бы 25 лет назад мне сказали. что я буду машинистом первого класса, я бы, наверно, посмеялся, – говорит Александр Иванищев. – А так был водителем первого класса, теперь машинист. Думаю, осталось только лётчиком или капитаном дальнего плавания стать».
Но его заслуг и без того иным хватило бы на долгую карьеру в одной отрасли. Александр Иванищев, к примеру, был признан лучшим общественным инспектором по безопасности движения на железнодорожном транспорте и на ВСЖД. Государственной награды удостоился за весомый вклад в развитие транспортной инфраструктуры Сибири. И получил её не только в преддверии Дня Победы, но и накануне дня рождения: 2 июня Александр Петрович отметит 55-летие.
Автор: Егор Щербаков
Forum with id 24 is not found.