Валентина Азаренко, родившаяся в семье железнодорожников, с детских лет мечтала о театре. И её заветная мечта сбылась – вот уже 12 лет она руководит народным театром в Свободненском дворце культуры железнодорожников. Общий театральный стаж перевалил за 30 лет. 24 марта в Свободном состоялась премьера её очередного спектакля “В лесах забытых снов”.
Детство Валентины Азаренко пришлось на послевоенные годы. Оно прошло в небольшом станционном посёлке в Карелии, где её отец работал машинистом. Затем его по окончании курсов назначили начальником станции Петрозаводск-2. Именно тогда, в детстве, Валентина уже играла не просто в куклы. У дошкольницы Вали родилась мечта о театре.
– Я ещё до школы пыталась своим подружкам давать какие-то роли, – вспоминает Валентина Георгиевна. – Помню, даже ставила с ними “Золушку”. Позже, в школьные годы, мечта только крепла.
К тому времени, как Валя окончила школу, она с матерью уже переехала после смерти отца на Дальний Восток. И грёзы о театре несколько поблекли. Получив аттестат, вчерашняя выпускница школы поступила в Хабаровское музыкальное училище. Карьера же режиссёра народного театра для Валентины Азаренко началась к тридцати годам.
– В 1977 году я всё же получила диплом режиссёра театра, – говорит она.
По окончании Хабаровского института культуры и искусств Валентина Георгиевна без малого 20 лет работала режиссёром народного театра в районном доме культуры якутского городка Алдан. А 12 лет назад она возглавила коллектив “народников” в Свободненском дворце культуры железнодорожников.
– Могу сказать, что наш режиссёр – фанат своего дела, – утверждает директор дворца культуры Наталья Агеева. – Ко многим своим постановкам Валентина Азаренко пишет сценарии сама. Щепетильно подходит к выбору декораций и костюмов. Наш народный театр существует более 80 лет. Уходили режиссёры, и “жизнь” в коллективе замирала, но с приходом нового руководителя вспыхивала с новой силой. Так произошло и 12 лет назад, когда руководить театром стала Валентина Азаренко.
Она стала настоящим вдохновителем для актёров-народников. Почти 30 спектаклей Валентина Георгиевна поставила за это время. В последние годы коллектив под её руководством порадовал зрителей красочными и глубокими спектаклями “Клеопатра”, “Матрёнин двор”, “Разбойничья сказка”.
Сегодня коллектив народного театра стабилен – около 30 человек. Половина из них задействована непосредственно в театре. Другая половина занимается в молодёжной театральной студии.
24 марта коллектив театра под руководством Валентины Георгиевны вынес на суд зрителя новую постановку – романтическую элегию в двух частях “В лесах забытых снов”.
– Постановка родилась после переработки романа Павла Мельникова-Печёрского “В лесах”, – объяснила режиссёр. – История жизни старообрядцев в середине XIX века. Но в центр повествования мы постарались поставить всё же не само старообрядчество, а обычные человеческие чувства и страсти, захватывающие главных героев.
Костюмы – словно из далёкого прошлого, а на рисованных декорациях – Волга, скиты, леса... Всё это уносило зрителей в забытую старину. Сопереживая героям, многие даже плакали. Кстати, зрителей был полный зал, как, впрочем, на всех спектаклях народного театра в последние годы.
Для актёров Валентина Георгиевна одновременно и строгий наставник, и заботливая мать, хотя среди участников труппы немало людей пенсионного возраста. Перед спектаклем все артисты буквально выстраиваются к ней в очередь: кто-то за советом, другие – поправить грим, третьи – с просьбой взглянуть на костюм. А после спектакля снова к “маме” – за похвалой или для “работы над ошибками”.
– Жаль ежегодно расставаться с молодёжью, – говорит Валентина Азаренко. – Но ничего не поделаешь, ребята поступают в вузы или просто уезжают в другие города. Но некоторые возвращаются после учёбы и снова вливаются в коллектив. Есть и такие, кто навсегда “заболевает” сценой и выбирает актёрство своей судьбой.
Так, один из “выпускников” народного театра, Виталий Панасенко, после школы поступил в Дальневосточную государственную академию искусств и с успехом закончил её. Потом была работа в Амурском театре драмы. А после – Москва и съёмки в нашумевшем в начале 2000-х телесериале “Солдаты”. Сегодня Виталий Панасенко активно снимается в кино и телесериалах.
Создавать настроение зрителей – одна из интереснейших и сложных профессий, и Валентина Азаренко овладела ею в совершенстве. Ей подвластны все эпохи и театральные жанры: от фарса до трагедии.
Постановки по пьесам русских классиков для Валентины Азаренко – одна из любимых тем. Широта русской души и перипетии судеб главных героев захватывают её творческую натуру. Помимо пьес, режиссёр использует и прозу известных русских писателей, перелицовывая её в драматические произведения.
Так, несколько лет назад из юмористического романа “Шутка Мецената” и повести “Подходцев и двое других” Аркадия Аверченко получилась единая театральная постановка. При этом в спектакль Валентина Георгиевна ввела роль и самого автора, раскрывающего творческий процесс создания произведений. Спектакль получился не только полным юмора, выдумки, но и грусти, некоторой ностальгии по ушедшей молодости, весёлой и бесшабашной жизни самого автора.
– Мне нравится работать с самым разным материалом, – признаётся Валентина Азаренко. – К примеру, в 2009 году это был спектакль “Матрёнин двор” по рассказу Александра Солженицына. Его с удовольствием посмотрели и свободненские старшеклассники, ведь рассказ включён в школьную программу по литературе.
А в прошлом году Валентина Георгиевна написала сценарий и поставила спектакль “Клеопатра”, взяв за основу роман немецкого историка Георга Эберса. История рассказывает зрителям о последнем годе жизни знаменитой египетской царицы. Здесь есть всё: настоящая дружба и интриги, победы и поражения, любовь и смерть.
На первом показе зрители сидели не только в зале, но и заняли все места на балконах.
– Тему для постановки мы выбрали очень сложную, – отметила Валентина Азаренко. – Это очень далёкая и очень чуждая для нас эпоха. Но, как это ни странно, именно разрисованный холст и платья, копирующие древнеримские одеяния, позволили непрофессиональным актерам максимально вжиться в роли.
– Мне повезло с главной героиней, – признаёт Валентина Георгиевна. – Роль Клеопатры в спектакле исполнила Галина Джапарова. Она, кстати, ещё и хорегограф в нашем дворце культуры. Невероятно талантливая девушка и шикарная царица. Замысел спектакля я вынашивала несколько лет. Хотелось передать колорит эпохи знаменитой царицы, раскрыть характеры героев.
В 2011 году Валентине Азаренко посчастливилось побывать на акции по поддержке российских театральных инициатив, которая проводилась в Московском центральном доме фотографий. Церемонию открывал известный российский актёр Евгений Миронов. Награду Валентине Георгиевне вручала заслуженная артистка Российской Федерации Чулпан Хаматова. В зале присутствовали многие известные актёры и театральные режиссёры, а также представители центральных средств массовой информации, освещавших это событие
– Участвовали в акции только режиссёры-народники. И только те, чьи коллективы становились лауреатами каких-либо российских театральных фестивалей, – пояснила Валентина Азаренко. – Наш театр подходил под требования организаторов. Мы в 2005 году стали лауреатами третьего всероссийского фестиваля, который проходил в Хабаровске. Жюри тогда отметило наш спектакль “Женитьба Бальзаминова” по пьесе Александра Островского. Одна из наших актрис на этом фестивале была награждена за лучшую роль второго плана.
Валентина Георгиевна призналась, что звонок от организаторов акции с приглашением, прозвучавший в конце мая позапрошлого года, стал для неё самым большим сюрпризом за все годы работы в Свободненском ДК железнодорожников. А её вклад в развитие культуры города Свободный, наверное, неоценим. Ведь нельзя высчитать денежный эквивалент улыбки или слёз сопереживания.
Автор: Александр Потапов
Forum with id 24 is not found.