«На один-шесть огражден второй бригаде!» – оживает рация на поясе у Ирины Стоговой. Осмотрщик вагонов Стогова отодвигает чашку с горячим чаем и надевает подсумок. Вторая бригада – это она и три ее товарища. А «один-шесть» – шестнадцатый путь. В этот раз дежурный по станции Горький-Сортировочный предъявил парку прибытия к технической готовности девятитысячник со строительными грузами. Вагоны уже закрепили башмаками, локомотив отпустили, состав оградили красными глазами светофора.
Все тридцать пять – твои
Шерстяная шапочка – совсем маленькая, несмотря на метель, – ватные брюки, валенки, под сигнальным жилетом теплый «гудок»... Многослойная экипировка увесиста, но Ирина взбирается по крутой лестнице на пути парка прибытия в несколько секунд. Тридцать пять вагонов – правой паре осмотрщиков, тридцать пять – левой. Первый номер с одной стороны состава, второй – с другой. «Пошли!» – дает отмашку Стогова.
Осмотр всегда начинается с первой позиции – автосцепного устройства. Расцепной рычаг, торцевая стена вагона, автосцепное устройство... Чуткий молоток в руках – камертон для определения трещин, изломов, перекосов. Слушай внимательно, осмотрщик! Фонарь горит в руках и зимой, и летом, и в ясный полдень, и в самую мрачную ночь. Гляди в оба, Стогова! Расцепной рычаг может оказаться выгнутым, на автосцепном – трещина, торцевая выбита... Такое случалось.
Миниатюрная и гибкая, Ирина без затруднений ныряет под днище. Грузные напарники могут застрять и крестят все на свете. А она: «мырк» – осмотрела клин тягового хомута и крепления. «Мырк» – поглощающий аппарат и поддерживающую плиту. «Мырк» – ось колесной пары, внутреннюю сторону колеса... Простучала весь вагончик, бросила контрольный взгляд вдоль боковой линии – и он аж вспыхнул от удовольствия.
Спасибо, шкворень!
На самом деле бригада собрана очень умело. У каждого из 36 осмотрщиков парка прибытия эксплуатационного вагонного депо Горький-Сортировочный Горьковской дирекции инфраструктуры свой конек, хоть все и профессионалы. В человеке, с которым идешь параллельно при обработке поезда, нужно быть уверенным на сто процентов. Есть такие моменты, когда сомневаешься не в нем, а в себе. Вот тогда и приходит на помощь напарник: помогает принять решение. Как правило, оно уже на пороге рождения, но одобрительный взгляд при таком уровне ответственности – вещь не лишняя.
...В тот раз Ирина наклонилась у крытого вагона, чтобы посмотреть шкворень (стержень, который держит тележку и кузов). У напарника с той стороны вагона со шкворенем оказались проблемы. А у нее? Нет, слава Богу, не сломан. Выбираясь из-под вагона, взглянула на внутреннюю часть колеса. Что зацепило взгляд, она сначала и не сориентировалась. Но когда отвела глаза, мозг скомандовал: назад! Рука с металлической щеткой сама потянулась к вызвавшему дискомфорт месту. Зачистила. Так и есть – трещина! Трещина диска колеса с внутренней стороны – это прямой путь к излому колеса, а там недалеко и до крушения.
В поисках себя
Ирина Стогова на Горьковской дороге семнадцать лет. Деревенская девочка из Семеновского района, она родилась в семье на радость маме – младшей после мальчишек. Их было как в сказке – «четыре сыночка и лапочка дочка». А сметкой и находчивостью малышка вышла в первые. Неудивительно, что после восьмого класса поступила в железнодорожный техникум.
Умную и строгую девушку оставили в НТЖТ мастером производственного обучения. Но после рождения сына Ирина решила, что ее место все же на производстве: где реальное дело, где экстрим, где жизнь кипит.
Согласилась было на место оператора по обслуживанию и ремонту вагонных контейнеров. Однако скоро поняла: «Дело сидячее – бумажное, да и не очень денежное». А хотелось движения, да и расходы с ребенком пошли немалые.
Осмотрщиком вагонов вчерашнего оператора взяли «на ура»: грамотная, ответственная, ловкая. С первого же дня стало понятно: не ошиблись. Через три года фамилию Стогова знали все депо дороги.
Про стимулы
До ее планки до сих пор мало кто дотягивает. В 2012 году осмотрщик Ирина Стогова выявила 34 трещины боковых рам и надрессорных балок. Это рекордная цифра.
В начавшемся 2013-м боковые рамы – не меньшая проблема. За один месяц работники четырех вагонных депо в регионе Горьковской дороги обнаружили 24 трещины, тогда как за весь минувший год таких случаев было всего 23. Поэтому Ирина Стогова среди тех, кого в первую очередь зовут на подработку в выходные. В такие дни дежурную бригаду усиливают парой осмотрщиков, обязанность которых – внимательно исследовать именно боковые рамы. Каждый выявленный случай поощряется солидной премией.
Деньги – главный стимул, как ни крути. Ирина вырастила двоих сыновей. Старший учился в железнодорожном техникуме, служил в армии, только что демобилизовался. Второй – школьник, примеривается к профессии помощника машиниста. Их мама всегда бралась за любую работу, чтобы у мальчиков было все лучшее. Ребята ценят: «мамочка», «матушка», «мамулечка»... Видят, как она крутится, понимают цену каждой почетной грамоты и благодарственного письма в домашнем архиве.
А архив нескуден. Вот только одна папка за последнюю семилетку. 2006 год – звание «Почетный работник Горьковской железной дороги». 2007 год – именные часы президента ОАО «РЖД» и нагрудный знак «170 лет железным дорогам России». 2008-й – ценный подарок начальника ГЖД. 2010-й – премия в размере месячной тарифной ставки. 2011 год – благодарность президента ОАО «РЖД».
Без узелков
О том, как ловко она рулит на автодорогах, читатель, наверное, уже и сам догадывается. Это в стиле таких вот уверенных в себе и самостоятельных дам. Ее «Лада»-«конфетка» ласточкой летает и по городским дорогам, и по лесным семеновским грунтовкам – в тех краях остались жить мама и свекровь.
А вот за каким делом может быть и не представит ее дошедший до этих строк читатель – так это за вышивкой крестиком. Ирина Стогова – «человек-скорость» – запросто может просидеть несколько часов за круглыми пяльцами с иголкой в руках. «Зимний пейзаж», «Южный закат», «Волчий взгляд», «Барышни на повозке», «Парус»... В ее комнате целая картинная галерея. Самое большое полотно – в 56 цветов – вышивала около полугода. На изнанке, где у иных вышивальщиц случаются узелки, у нее ровная гладь – она и здесь работает со знаком качества.
Мал золотник...
Ирина решила заглянуть на боковую раму со стороны колеса и обнаружила ржавчину. Валик пыли, иней, ржавый след – это всегда повод насторожиться. Вынула из подсумка щетку. Через несколько секунд стало ясно: трещина!
Включила рацию. Заработала цепочка безопасности. Вагон отцепили в текущий ремонт. Ирина Стогова снова спасла подвижной состав и ценный груз, предотвратила серьезный материальный ущерб.
– Как назвать чувство, которое испытываю каждый раз в эту минуту? – переспрашивает Ирина. На секунду задумывается и произносит одно слово: – Повезло!
В самом деле, про случаи обнаружения неисправностей она всегда говорит так: «Мне повезло не пропустить». И признается, что, уходя домой, каждый раз представляет бегущие по путям вагоны, которые сегодня осматривала. Все ли увидела? Не разовьется ли незамеченная трещина при тряске? Благополучно ли доедет состав до следующего осмотрщика?
Не жалеет ли, что много лет назад рискнула взять на себя такую ответственность? Что хотела бы сказать той молодой Ирочке Стоговой, которая много лет назад подписала в отделе кадров документы на перевод в осмотрщики вагонов?
– Я бы ей сказала: «А иди попробуй и ничего не бойся!» – говорит Ирина. – Что-то поменять в жизни полезно. На реализацию любого принятого человеком решения судьба дает силы.
Автор: Лариса Андрюшина
Forum with id 24 is not found.