Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Трудяга из Инской

Трудяга из Инской

Игорь Аптин , мастер участка реостатных испытаний тепловозов локомотивного ремонтного депо Инская

В конце февраля пришло известие о том, что мастер участка реостатных испытаний тепловозов локомотивного ремонтного депо Инская Игорь Аптин признан лучшим мастером на железнодорожном транспорте в 2012 году.


Еще недавно он сам водил поезда, был передовым машинистом. На таких людях держится коллектив. К Игорю Ивановичу в коллективе депо относятся уважительно, по праву признавая его лучшим. Это чувствуется сразу.

 – Человек, на которого можно положиться в любых ситуациях, – говорит о нем заместитель начальника депо по ремонту тепловозов Евгений Жмакин. – Скажу больше: я не знаю человека более ответственного, чем Аптин.

Евгений Жмакин привел такой пример его высочайшего профессионализма. Когда предприятие переезжало из Новосибирска-Главного на Инскую, на новом месте необходимо было оборудовать станцию реостатных испытаний. Кто не знает, это своеобразный центр, где проверяется, как тепловоз отремонтировали в депо, нет ли каких-либо дефектов и неустраненных неисправностей. Даже не администрация депо, а руководство Западно-Сибирской дирекции по ремонту тягового подвижного состава рекомендовало поручить разработку станции реостатных испытаний на новом месте именно Игорю Аптину. Видно, оставил о себе самые лучшие впечатления, когда некоторое время поработал ведущим инженером в дирекции.

В самые сжатые сроки станция была введена в действие, а Игорь Иванович дневал и ночевал на рабочем месте, контролируя каждую мелочь, вникая в любую проблему, решая самые сложные организационные и производственные вопросы.

– Он обладает великолепными организаторскими способностями, – добавляет Евгений Жмакин. – Его бригада выполняет реостатные испытания тепловозов ТЭМ18, ДМ, ЧМЭ3 точно по плану и с высоким качеством.


Заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Оксана Осипова, узнав о цели моего приезда на предприятие – написать очерк об Аптине, тут же выдает целый панегирик в адрес мастера:

– А вы знаете, что в прошлом году ему было присвоено звание «Мастер 1-го класса» Центральной дирекции по ремонту тягового подвижного состава? Теперь Игорь Иванович и на уровне холдинга признан лучшим. Считаю, что это правильно, по заслугам. На таких людях коллектив держится. И о таких людях писать надо чаще.

Профессию подсказал дед

Наверное, у каждого железнодорожника есть своя, особенная история, почему он выбрал именно эту профессию. Правда, Игорь Аптин в начале нашей беседы отнекивается от «всевышнего предназначения». И только в середине разговора выясняется, что его дед, Семен Аптин, был главным прорабом на строительстве вокзала Новосибирск-Главный.

– Когда я окончил школу и стоял перед выбором жизненного пути, мама рассказала про деда, – говорит Игорь Аптин. – С дипломом Новосибирского института военных инженеров транспорта он занимался строительством различных зданий на Томской железной дороге. Раньше я и не думал о том, чтобы работать на железнодорожном транспорте, но после маминого рассказа захотелось связать свою жизнь с магистралью, оказаться причастным к великой истории отечественных железных дорог.

Не долго думая, Игорь подал документы в Семипалатинское железнодорожное училище на специальность «помощник машиниста тепловоза». «Боевое» крещение Любовь к тепловозам парню привил его первый преподаватель, который так красочно рассказывал об их устройстве, что юноша просто грезил ими наяву. Нередко он оставался после занятий и с увлечением исследовал «начинку» тепловоза. Доскональное знание устройства локомотива не раз выручало Аптина. И даже во время полугодовой производственной практики.

– Однажды во время поездки произошло возгорание масла, скопившегося в выпускном коллекторе, с выбросом огня из выхлопных труб. В небо буквально вырывался огненный столб, – вспоминает Игорь Аптин. – Машинист сбросил скорость, а мне на ходу пришлось через люк лезть на крышу и из огнетушителей тушить пожар. Вот страху-то было! Прямо, как в боевике каком-то. А когда перевалили подъем, состав остановился, и на помощь пришел мой наставник.

По приезду в депо парня поблагодарили за четкое выполнение инструкций, поздравили с «боевым» крещением. Доброе слово коллег и руководства было для него тогда самой дорогой наградой.


– А помните свой первый самостоятельный рейс? – спрашиваю его.

– Нет, но не потому, что память плохая, а потому, что он не был для меня знаковым. Просто те машинисты, с которыми я ездил помощником, доверяли мне управление локомотивом. Так что в первую самостоятельную поездку отправился, уже имея за плечами не одну тысячу километров за правым крылом тепловоза.


«Мне ближе техника»

Так бы и водил Игорь Иванович поезда по железным дорогам Казахстана. Может быть, стал бы уже руководителем депо. Однако после развала Советского Союза семья Аптина была вынуждена переехать в Россию: местное население косо смотрело на русских, даже тех, чьи родители, дедушки и бабушки в годы Великой Отечественной войны были переброшены в казахские степи вместе с эвакуированными заводами.


Аптины решили перебраться в Новосибирск. Игорь Иванович к тому времени сильно прикипел к железной дороге, уже не мыслил без нее свою дальнейшую жизнь. Только вот закавыка: в первой половине 1990-х годов в двух локомотивных депо столицы Сибири – в Новосибирске и на Инской – приема на работу не было. Снова судьба проверяла Аптина на прочность. И на верность любимой профессии, дорогим его сердцу тепловозам. Полтора года он прослужил в... одной из новосибирских колоний. А как только открылась вакансия в локомотивном депо Инская, тут же подал документы. Было это в 1995 году.

Как «новобранец», работал сначала помощником машиниста, но уже через полгода, после окончания соответствующих курсов, крепко взялся за контроллер.

– Немного поработал на маневрах на станции Инская, но так как я поездной машинист, то меня стали на «окна» выставлять, – рассказывает Игорь Аптин. – Почитай, успел поездить чуть ли не по всей Западно-Сибирской железной дороге.

Без отрыва от производства окончил университет путей сообщения, тот же, где шесть десятков лет назад постигал азы железнодорожного дела его дед. Правда, специальность наш герой выбрал поближе к движению – «Управление процессами перевозок». И даже полтора года успел поработать в управлении дороги, ведущим инженером в родной дирекции.

- А почему ушли?

- Не смог там работать, не мое это – сутками за бумажками сидеть. Мне ближе техника, прикипел я к ней.


Негероический герой

Вроде бы ничего героического Игорь Аптин в своей жизни и не совершил, а его считают, как раньше говорили, героем трудового фронта. Парадокс? Вовсе нет. Просто относится он и к работе, и к своим коллегам и подчиненным по-особенному. Большинство смену оттрубили, и скорее домой, душа не болит, а как там отремонтированный моими руками локомотив, не встал ли где на перегоне. Аптин же человек по-хорошему беспокойный, ему до всего есть дело. Поэтому начальник депо и предложил ему перейти на ремонт, стать мастером смены. Было это в мае 2008 года.

– С эксплуатацией сложно было расстаться? – спрашиваю Игоря Ивановича.

– Скажу честно, непросто. Но перемена сферы деятельности прошла безболезненно, потому что я хорошо разбираюсь во всех «внутренностях» тепловоза. В первый день сразу сказал слесарям: «Мужики, устройство и работу тепловоза я знаю, меня не обманешь, но если что-то будет не ясно, вы мне подскажете». Конечно, пришлось у слесарей многому поучиться. Но перепроверять ни разу не пришлось – коллектив попался честный, работящий.

Есть у Аптина слабость – любит повозиться с молодежью. За четыре года, что он «мастерствует» в депо, подготовил к самостоятельной работе двух мастеров, трех бригадиров, электромеханика по средствам автоматики и технологическому оборудованию, трех слесарей по ремонту подвижного состава. Согласитесь, хороший послужной список.

Год с небольшим Игорь Иванович трудится мастером участка реостатных испытаний тепловозов и считает, что нашел свое место:

– Когда мы испытываем тепловоз под нагрузкой, я сажусь за пульт управления и будто снова превращаюсь в машиниста.

Автор: Виктор Мусиенко


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»