Николай трудится на магистрали уже 19 лет. Железная дорога привлекала его с детства, а кроме того, всегда была для него образцом стабильности.
– Рос в 90-е, видел, как работали отец с матерью в различных организациях, помню, как не платили зарплаты месяцами, – вспоминает он. – А на «железке» – регулярные выплаты, позволяющие жить, а не просто сводить концы с концами.
Попасть на магистраль в те годы было непросто – мест не было. Но упорный парень, спустя два года обивания порогов, смог устроиться. Целеустремленный молодой человек заинтересовал в те годы начальника депо Сергея Фисенко. Опыт работы с железом у него был – с 10 лет возился с мопедами, мотоциклами. Мог легко определить неисправность и починить железного коня. Теперь «кони» стали крупнее, но всё такие же железные.
Около года отработал слесарем, затем 3–4 месяца – обучение и новоявленный осмотрщик вагонов приступил к работе.
– Мне было интересно применить знания, полученные во время учёбы, на практике, – говорит он. – В первый же выход на осмотр, ещё будучи практикантом, обнаружил разрушение буксы. Прям по всем признакам, каким меня учили. Понял, что это действительно моё.
Летели смены и годы, Николай нарабатывал опыт. В 2012 году, когда сеть захлестнула волна дефектов литых деталей вагонов, Сопельченко стал лучшим на сети по выявлению трещин боковых рам: обнаружил 57 трудновыявляемых дефектов, из них 50 трещин боковых рам и 7 трещин надрессорных балок.
Обходим с Николаем очередной грузовой состав. Регулярно прерываемся, когда осмотрщик ныряет с фонариком в темноту под вагон, рассматривая подозрительные места.
– Фонарик в нашей работе – первое дело, – уверяет он. – И ночью, и днём это главный инструмент.
Под одним из вагонов Николай замирает, внимательно всматривается, и очередной дефект пойман – пружина с изломом. Железнодорожник проводит все необходимые процедуры, фиксирующие находку, и идём с осмотром дальше.
По его мнению, для удачной «охоты», главное, кроме хорошего фонарика, не лениться. Это он объясняет и молодым осмотрщикам.
– Учеников за эти годы было очень много, я даже не считал, – смеётся Николай. – Главное – чтобы не было лени, а было желание работать. А места, которые в первую очередь надо рассматривать со всей внимательностью, я всем показываю. Вот мой напарник Александр Синельников, тоже бывший ученик, сегодня настоящий профессионал. За первый квартал мы с ним нашли 18 трудновыявляемых дефектов.
По его словам, визуальные признаки наличия проблемы в тёплое время года – скопление влаги и пыли, зимой – появление инея, а также ржавчина, повторяющая контур трещины. Но так бывает не всегда. Могут быть дефекты на поверхности катания колеса, излом пружин, рессорных комплектов, завышение фрикционных клиньев.
Осматриваем состав с другой стороны. И вновь один из вагонов привлекает особое внимание Николая.
– Смотри, вот надрессорная балка, а вот и трещина, с той стороны её не видно, а с этой можно заметить, – показывает он. Снова процедура оформления – мелом указывает место повреждения, идёт сообщение руководству о найденной неисправности. Заканчиваем осмотр состава, два вагона из него будут отцеплены и отправлены в ремонт.
Опытного осмотрщика ценит и руководство.
– Николай обладает не только большим опытом, но и отличными знаниями конструкции вагона, находит не только трудновыявляемые, но и обычные дефекты, – говорит начальник ПТО Лихая эксплуатационного вагонного депо Батайск Сергей Карабан. – У него не проходит азарт при поиске неисправностей. Он тот человек, за которым нет необходимости проверять. При этом он активно делится своим опытом с молодыми работниками.
Автор: Игорь Евдокимов
Forum with id 24 is not found.