– С Вячеславом Николаевичем я работаю уже одиннадцатый год и с уверенностью могу сказать, что он очень ответственный и исполнительный работник! Он никогда не откажет в помощи. Словосочетание «хороший человек» - как раз про него! – перечисляет его непосредственный руководитель, бригадир цеха ТО-3, ТР-1 Василий Лентяев. – Никаких негативных слов про Вячеслава Николаевича я сказать не могу. Только самые положительные.
Это всё моё, родное!
Независимо от структурных преобразований, происходящих на железной дороге, всю свою трудовую жизнь Вячеслав Николаевич провёл в моторвагонном депо Анисовка, которое, кстати говоря, в советские годы называлось «локомотивным».
– Это сейчас здесь электродепо, в котором проходят техническое обслуживание электрички и рельсовые автобусы, а когда-то тут ремонтировались ещё и тепловозы грузового парка, – вспоминает Вячеслав Николаевич. – Мне нравилось всё, что было связано с тепловозами. Поэтому я решил: когда-нибудь обязательно стану машинистом. И моя мечта сбылась. Я бы с удовольствием работал и дальше в кабине локомотива, но по состоянию здоровья был вынужден перейти на другую должность.
С 1990 года и по настоящее время наш герой работает слесарем по ремонту подвижного состава. Только если раньше он специализировался на ремонте«сердец» многотонных машин – дизельных двигателях, то сегодня занимается обслуживанием кузовного оборудования на различных типах подвижного состава.
– А что конкретно делает слесарь по ремонту кузовного оборудования? – поинтересовался я, заходя в вагон электрички, проходящей техническое обслуживание в цеху.
– Вот всё, что вы здесь видите – это моя зона ответственности, – поясняет Вячеслав Николаевич, проводя рукой по сиденьям – Также занимаюсь обслуживанием кузова электричек и рельсовых автобусов снаружи и слежу за культурным состоянием электрички. К примеру в этом вагоне я уже закончил работу. Сейчас в нём уютно и красиво:двери больше не скрипят и ручки не болтаются, сиденья и стёкла целые. А когда электричка только приехала в депо, всё выглядело иначе.
По словам Вячеслава Николаевича, в последние несколько лет случаи вандализма на железной дороге стали встречаться значительно реже, чем раньше.
– Когда я только перешёл в этот цех в начале 2000-х вандализм был страшный! – вспоминает слесарь со стажем. – Каждый состав приходил к нам с восемью разбитыми стёклами. Хулиганы откручивали и снимали дюралевые полки и даже воровали планочки, сделанные из металла. Наверное, потом сдавали их на металлолом.
– А сейчас на смену драгоценному металлу пришёл какой-то другой? – интересуюсь я.
– Нет. Просто люди стали другими, – уверен Вячеслав Москаленко. – Хотя, возможно отсутствие вандализма связано с тем, что в составах электричек стали работать разъездные билетные кассиры с охраной.
Каждый рабочий день железнодорожника начинается с планёрки, на которой он получает задание от своего непосредственного руководителя.
– Вячеслава Николаевича не нужно контролировать, – делится Василий Лентяев. – Он – работник с большим стажем и сам прекрасно знает и понимает что и как ему нужно делать. И даже когда перед ним ставится какая-то нестандартная задача, он способен решить её самостоятельно.
После того, как электропоезд попадает в депо, Москаленко начинает осмотр подвижного состава, причём не только внутри, но и снаружи.
– Сначала я прохожу по салону и записываю, что и в каком вагоне нужно сделать, – поясняет Вячеслав Николаевич. – Бывают такие неисправности, которые я могу устранить сразу. Например, если не хватает какого-нибудь винтика или болтика, или нужно подкрутить что-нибудь отвёрткой, которая всегда лежит в моём нагрудном кармане. А если в салоне разбиты стёкла, порезана обшивка сидений, одними отвёртками уже не обойтись. Приходится идти на склад или в заготовитетельный цех и уже там искать замену испорченному имуществу.
Чтобы устранить банальный порез на сиденье Вячеславу Николаевичу приходится проделать довольно большой объём корпотливой работы: подобрать цвет, определить размер и, наконец, отрезать необходимый кусок дермантина на складе. Затем «раненые» спинки или сидушки обшиваются вручную.
Хороший для всех
Когда я задал Вячеславу Николаевичу свой традиционный вопрос «почему из нескольких сотен работников на «Доску Почёта» выбрали именно Вас», наш герой только пожал плечами.
– Не могу же я сам себя похвалить, – скромно заметил железнодорожник. – Я просто выполняю свою работу так, как меня научили. Я очень люблю свой коллектив и думаю, что ни один из моих коллег ничего плохого про меня не скажет.
Что примечательно, любовь к работе у Вячеславом Николаевичем отражается не только в том, как он её делает, но и в том, какими словами он о ней говорит. Вместо технически-бездушных «болтов», «винтов» и «ручек» он употребляет душевные названия: «болтики», «винтики» и «ручечки». За годы работы в газете мне не часто приходилось встречать слесарей, которые бы с такой теплотой отзывались о своей каждодневной работе. Кстати трудовой стаж Вячеслава Москаленко на железной дороге составляет без малого 35 лет. За это время железнодорожник многократно получал премии за отличную работу и награды, начиная ещё с советских времён. Своё последнее звание «Лучший по профессии» он получил в прошлом году от начальника Дирекции по ремонту моторвагонного подвижного состава.
Как опытнейшему специалисту, Вячеславу Николаевичу неоднократно приходилось выступать в роли наставника у молодых работников предприятия и обучать их тонкостям и секретам слесарного дела.
Не работой единой...
Любимое хобби нашего героя также связано с техникой. Он собирает модели кораблей, в основном - парусников. Готовые изделия он обычно дарит своим друзьям и родственникам.
– Правда моделированием я занимаюсь только в зимнее время. Летом других хлопот хватает. – уточнил железнодорожник. – У меня есть своё хозяйство и огород. А недавно на свет появилась моя внучка Влада. Я очень люблю нянчится с ней!
Кстати, Вячеслав Николаевич глава большого семейства. У него двое сыновей и дочь. Несмотря на то, что они уже взрослые, наш герой старается им всячески помогать. Тем более, что он – мастер на все руки. Вообще глагол «помогать» друзья и коллеги чаще всего употребляли, рассказывая мне о Вячеславе Москаленко. Ведь они неоднократно убеждались на собственном опыте: к нашему герою всегда можно обратиться за помощью. Соседка даже как-то раз пошутила, что «его доброта обязательно зачтётся на том свете».
– Сегодня я помогу, а завтра, в случае необходимости, мне ответят тем же, – уверен Вячеслав Николаевич.
Автор: Алексей Шмалей