Инженер (сменный) отдела технического анализа аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов Свердловской магистрали Вячеслав Пантелейкин почти 45 лет верой и правдой служит железным дорогам России.
Машинист – моё призвание
Основная трудовая деятельность нашего героя связана с локомотивным хозяйством. После окончания Алатырского железнодорожного техникума (Чувашия) Вячеслава направили в депо Свердловск-Сортировочный на должность помощника машиниста тепловоза. Через восемь месяцев его призвали в армию. После воинской службы, в связи с семейными обстоятельствами, полтора года он жил и работал в родном городе Алатырь.
За это время Вячеслав прошёл путь по карьерной лестнице от шлифовщика до конструктора, а затем и освобождённого секретаря комитета ВЛКСМ завода «Электроавтомат». Но в ноябре 1970 года душа машиниста не выдержала, и он вернулся на СвЖД.
– Работа на магистрали мне всегда нравилась, – поясняет Вячеслав Николаевич. – В 1972 году я уже поехал машинистом.
Свой первый самостоятельный рейс Вячеслав Пантелейкин запомнил на всю жизнь:
– Мне дали машину только что с ремонта. Я принял её, вроде бы всё нормально было. Отправили резервом до Каменск-Уральского, а там сразу под тяжёлый поезд поставили. Доезжаю до середины первого перегона, а в машине температура воды постоянно поднимается, вот-вот закипит. В Кунавино остановился, посмотрел, в чём дело. Оказалось, что гидромеханический редуктор на задней секции вообще не работает. И так на одной секции с составом весом 5300 тонн пришлось потихоньку ехать до Свердловска.
Был в жизни нашего героя и такой случай, когда, благодаря профессиональному чутью и смекалке, он предотвратил столкновение с электричкой. Вопреки указанию «убегать» от электропоезда, Пантелейкин настоял на внеплановой остановке. При осмотре состава он выявил неисправность, которая неизбежно привела бы к крушению.
– Хорошо, что всё тогда так получилось, – до сих пор с волнением вспоминает происшествие Вячеслав Николаевич, – сам остался жив и людей не погубил.
В 1978 году наш герой уже стал машинистом-инструктором и параллельно – заместителем секретаря партийного комитета.
В 1981 его избрали неосвобождённым председателем профкома ТЧ-5.
– Мне во все времена было интересно работать на железной дороге, – рассказывает Вячеслав Пантелейкин. – Много изменений и нового было. Взять, к примеру, 1973 год. В то время проводилась электрификация Каменского участка. Мы работали по «28 часов» не слезая с локомотивов. Выработка была до 300 часов в месяц. Дома почти не бывали. У меня в 1971-м году родился сын, а в 1976-м – дочь, так я их почти не видел, всё время на работе находился. Приеду домой, четыре часа посплю, и опять поднимают, опять едем. Тяжело было, конечно. Но удовлетворение получал от результатов труда. Были и поощрения, награды. Заработал категорию машиниста электровоза первого класса, две почётные грамоты, в Москву приглашали на слёт передовиков производства. В год 100-летия СвЖД мне поручили заложить «Капсулу времени» на площади железнодорожного вокзала Екатеринбурга. Часы от министра путей сообщения есть, неоднократно был победителем социалистического соревнования, ударником пятилеток. Недавно вручили знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет». Но главной наградой для себя считаю то, что за время работы инструктором вывел на дорогу более 50-ти машинистов. Ни один из них не допустил грубого нарушения правил безопасности движения. Когда я готовил машинистов, то испытывал огромное удовлетворение. Ведь они все потом работали, приносили пользу.
Я горжусь своими учениками!
На пенсию по возрасту Вячеслав Николаевич должен был выйти в 2003 году. Но его попросили помочь – поработать в новой должности в ревизорском аппарате.
– Сказали на десять дней, а вышло – десять лет, – улыбается мой собеседник. – Здесь работа другая, но в основном знакомая и понятная. Контролирую поездную обстановку. Отказы техники, которые происходят, нужно оперативно разобрать, своевременно направить на место людей, расследовать каждый случай, доложить по инстанции, оформить справку-отчёт…
Кроме неисправностей в локомотивном хозяйстве Вячеславу Николаевичу сегодня приходится разбираться с неполадками в связи, пути и других. Но трудностей особых у него это не вызывает, потому что, будучи машинистом, приходилось постоянно контактировать практически со всеми службами дороги. Такое взаимодействие регламентируется специальными инструкциями. Вячеслав Пантелейкин до сих пор их помнит и знает. Поэтому для успешного исполнения новых обязанностей ему не потребовалось дополнительное образование.
– Ответственность на сегодняшней должности не меньше, чем у машиниста, – комментирует Вячеслав Николаевич. – Напряжение внутреннее не изменилось, нахожусь постоянно в тонусе. Наверное, поэтому на работе у меня ничего не болит, а прихожу домой – давление начинает скакать… Тяжело, конечно, но до сих пор я хожу на работу, как на праздник. Может быть, это болезнь? Папа мой тоже до 70-ти лет работал на железной дороге, и видел я его дома не часто, но всё равно пошёл по его стопам.
Работа на магистрали престижна, не даёт расслабляться, в отличие от многих других производств. Меня всегда привлекали транспорт, техника. Машинист – моё призвание. Это какая-то зависимость, как курить, – тянет и всё, ничего с собой поделать не могу. По ночам другой раз просыпаюсь от собственного зубного скрежета – торможу, сигналы рядом... Двадцать лет уже никуда не езжу, а всё равно снится дорога, сигналы... За день на работе начитаюсь про всякие случаи, а потом во сне «выхожу» из этих ситуаций, прокручиваю всё в голове…. До сих пор «веду поезда», вся жизнь – дорога. Можно было бы сейчас – я бы с удовольствием поехал.
Маресьев нашего времени
Вячеслава Пантелейкина с легендарным лётчиком роднят два обстоятельства. Во-первых, он блестяще проходил срочную военную службу с 1966 по 1968 годы в авиации. Об этом свидетельствует благодарственное письмо его родителям, Николаю Романовичу и Марии Петровне Пантелейкиным, которое подписал командующий авиацией Московского военного округа, Герой Советского Союза, генерал-полковник Евгений Михайлович Горбатюк.
И второе: Вячеслав Николаевич до сих пор находится в «строю», несмотря на то что в 2003 году перенёс две сложнейшие операции на сердце: шунтирование и замена клапанов.
– После выписки меня целый год семья «отсаживала» от телевизора, – с улыбкой вспоминает Вячеслав Николаевич. – Титановые клапаны так громко работали, что заглушали звук телепрограмм. Потом приработались, как на машине, и мне разрешили смотреть телевизор вместе, – шутит рассказчик.
Бодрость духа не изменяет нашему герою, но мало кто знает, что болезненные последствия операции, которую пришлось повторить через несколько часов, он испытывает до сих пор. Брак хирургов высветился спустя два года на контрольном рентгеновском снимке. Вячеславу Николаевичу предложили тогда снова лечь на операционный стол, но он отказался. И уже десять лет каждый месяц ходит на контроль к кардиологу и всякий раз получает разрешение на продолжение работы.
– Если бы заново жить довелось, я бы пошел этим же путём, – уверен Вячеслав Пантелейкин. – Некоторые говорят, что мне просто везёт по жизни. А я считаю, что везёт тому, кто сам везёт.
Автор: Геннадий Горда
Forum with id 24 is not found.