Накануне очередного Дня Победы на квартиру супружеской пары Гридасовых, чтобы поздравить их с майскими праздниками, пожаловали дорогие гости – целая делегация во главе с начальником Приволжской дирекции управления движением Владимиром Герусом, заместителем начальника дирекции по кадрам Светланой Целовальниковой, председателем совета ветеранов аппарата дирекции Виктором Крамаровым. Основание для этого было очень веским: муж и жена хоть и не воевали в Великую Отечественную, зато были активными участниками трудового фронта. Но это лишь начальные страницы их биографии, свои большие возможности Анна Ильинична и Николай Андреевич раскрыли в более поздние годы.
Одна дорога жизни на двоих
Строго говоря, на учёте в организации ветеранов дирекции состоит только Анна Ильинична. Но Николай Андреевич тоже не посторонний: на протяжении достаточно продолжительного периода, с 1963-й по 1977 год, он руководил пассажирской службой Приволжской железной дороги, затем были ещё более высокие должности в Министерстве путей сообщения (об речь ниже). Поэтому Николай Гридасов – в поле действия Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта. Но сначала всё-таки – дорогу женщине.
Отец Анны, в девичестве Васькиной, в своё время строил Турксиб, так что её жизнь с самого начала была тесно связана с железной дорогой. Послужной список у Анны Ильиничны и до переезда вместе мужем на Приволжскую очень впечатляющий: от старшего весовщика и товарного кассира станции Канаш Казанской железной дороги до поездного диспетчера. На Приволжской магистрали была инженером-экономистом грузовой службы, заместителем начальника отдела организации и механизации погрузо-разгрузочных работ. На каждом своём посту работала с полной отдачей и инициативой. И, конечно, в полной мере выполнила предназначение матери – вырастила вместе с мужем дочь Татьяну и двух сыновей, Владимира и Андрея. Приложила труд и к воспитанию подрастающего поколения в более широком смысле слова – в качестве преподавателя Саратовского техникума железнодорожного транспорта.
Главная профессия
Если обойтись без дотошного перечисления многочисленных должностей Николая Андреевича, а выделить какую-то основную линию, то её можно обозначить как новаторство.
Вот строчки в трудовой книжке о работе на станции Канаш первого класса, обслуживавшей четыре направления. Здесь он с 1951-го по 1958 год он был сначала заместителем начальника, затем начальником станции. Что осталось по этому поводу в памяти у его начальства и подчинённых? Скорее всего, то, что Николай Гридасов разработал соответствующую документацию и внедрил на станции хозрасчёт. Тогда это было дело новое. Начальник станции имел свой фонд, в том числе на оказание материальной помощи, на премии за отличную работу. Чтобы поднять дисциплину, авторитет руководителя смены, обеспечить более чёткое выполнение его указаний, приказ о премировании смен за прошедший месяц готовился за подписью маневрового диспетчера, а утверждался начальником станции и главным бухгалтером. Результаты были заметными: станция Канаш неоднократно получала переходящее Красное знамя Министерства путей сообщения или железной дороги, а в дополнение – хорошие премиальные для коллектива и непременно сопутствующее укрепление технической базы станции. И быт успешно налаживался – своими силами строили жильё.
Перелистаем несколько страниц трудовой книжки, а значит и жизни Николая Гридасова. Даже работа старшим научным сотрудником Уральского отделения ЦНИИ МПС в Свердловске, кажущаяся на первый взгляд уходом от основной линии, на деле была плодотворной: знаниям, полученным в послевоенные годы в Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта, она дала новую глубину.
Работая начальником пассажирской службы Приволжской дороги, Гридасов написал и защитил в мае 1975 года диссертацию с присуждением учёной степени кандидата технических наук. Одновременно он применял свои разработки на практике: изучение пассажиропотоков способствовало более рациональному использованию подвижного состава. Толчок дал в общем-то скандальный эпизод: в ноябре 1963 года в один из праздничных дней на Волгоградском отделении в дополнительном поезде на 600 мест перевозили... около 1800 пассажиров. При напосредственном участии Николая Андреевича было активизировано применение электронной техники, чётче стала дейстовать диспетчерская система.
Широкий кругозор оказался весьма к месту и во время его работы в Сирии – помощником главного консультанта по организации движения поездов на железных дорогах, и в бытность главным инженером, а потом начальником Главного пассажирского управления Министерства путей сообщения.
Но всё-таки в день той памятной предпраздничной встречи Николай Гридасов чаще вспоминал добрым словом не свои «звёздные» должности, а другую – начальника станции.
– Это поистине главная профессия повсюду на железных дорогах, – убеждён Николай Андреевич. – Именно в этой точке приложения сил в конце концов всё и решается на практике.
У самого Гридасова, когда он работал в этом качестве, рабочий день никак не укладывался в рекомендованные трудовым законодательством рамки. Как ни верти, на выполнение всех необходимых дел и решение всех неотложных вопросов уходило от 14 до 18 часов. И лишь после жалобы лечащего врача заместителю начальника отделения эта цифра снизилась до более-менее приемлемых пределов...
Бедность не порок, а стимул работать
Мой собеседник привык к тому, что журналистскую братию, с которой ему не раз приходилось плотно общаться, больше всего интересуют монгольские страницы его биографии – время работы начальником Улан-Баторской железной дороги в 1984-1988 годах. Наградами Николай Андреевич не обижен, начиная со знака «Почётному железнодорожнику» и ордена «Знак почёта». Но вот его знаки отличия в Монгольской Народной Республике – чем не экзотика? Орден «Полярное сияние», медаль «Найрамдал» («Дружба») и наряду со знаком «Почётный железнодорожник» Улан-Баторской железной дороги – почётный знак «Детский фонд МНР». Последним была отмечена активная помощь Гридасова в строительстве детских садов, и эту свою награду Николай Гридасов вовсе не считает второстепенной:
– Монголия даже в восьмидесятые годы в полном смысле слова не могла считаться высокоразвитой страной, уровень жизни там оставлял желать лучшего. Но что чрезвычайно радовало и внушало надежды на более счастливое будущее – это самое трепетное отношение к семье и детям. Приходилось во время комиссионных объездов заходить в дома здешних железнодорожников, и в каждом видел по пять-шесть темноволосых детских головёнок... Если меньше, такая семья считалась чуть ли не бездетной. Молодцы монголы!
Николай Андреевич в полной мере оценил и применил на деле старания и добросовестность своих подчинённых в братской республике. С его подачи парк локомотивов был обновлён новыми, более мощными тепловозами, основательно расширены и укреплены локомотивные депо, оснащены станочным оборудованием.
Бедность преодолима и, по мнению Гридасова, этот процесс вполне можно было ускорить. С этой целью на подведомственном ему полигоне он обязывал работников железнодорожного транспорта – извечных кочевников и скотоводов – запасать на зиму картофель и другие овощи. Авторитет «замандарга» – начальника железной дороги – был непререкаем, и от подобных поручений никто не увиливал. Подчинённые с гордостью показывали Гридасову заложенную впрок капусту, и в немалом количестве. Да вот беда, порой забывали её засолить...
...Что же касается той тёплой встречи на высоком уровне в квартире пенсионеров Гридасовых, с которой начался наш рассказ, то она, скорее всего, не последняя. В нынешнем году Николай Андреевич и Анна Ильинична отметят 60-летие своего счастливого союза – вот и повод. Здоровья и счастья им на долгие годы вперёд!
Автор: Геннадий Наконечный
Forum with id 24 is not found.