С начальником станции Лихоборы Валентиной Сорокиной мне посчастливилось встретиться в пансионате «Берёзовая роща». Недавно там проходил слёт с участием молодых специалистов – начинающих начальников станций, куда Валентина Викторовна была приглашена в качестве эксперта и опытного наставника.
– Валентина Викторовна является председателем нашей узловой рабочей группы, – подчеркнул начальник станции Андроновка Александр Родин. – Это человек, на которого хочется равняться, который вызывает бесспорный авторитет у молодёжи. Обязательно с ней поговорите...
Поговорить «для газеты» Валентина Викторовна согласилась не сразу. Сперва-то ни в какую, зато любезно предложила подбросить до метро. Моя попутчица оказалась отменным водителем, хотя за руль села относительно недавно. Говорит, что на общественном транспорте ей до работы добираться полтора часа. На машине же, если выехать из дома до пробок, дорога занимает 20 минут. Рассказывала о своём пристрастии к вождению Валентина Сорокина спокойно и уверенно, как будто управлять автомобилем для женщины, воспитанной советской эпохой, так же естественно, как управлять домашним хозяйством. Для неё нет ничего невозможного, подумала я и снова попросила Валентину Викторовну стать героем «Доски Почёта». На сей раз она согласилась...
Про корни
– Я родилась в Орловской области, в небольшом селе. В семье воспитывалось трое детей. Я старшая и, согласно устоявшимся убеждениям, должна была во всём служить примером своим брату и сестре, помогать им по жизни. В общем-то так впоследствии и получилось. Жили мы скромно, как большинство советских семей. Зато счастливо. Мои родители были простыми рабочими, к железной дороге не имели никакого отношения. Да и я впервые увидела «чугунку», когда пришло время держать экзамен на магистрали.
...На дворе стоял 72-й год – период бурного расцвета железнодорожного транспорта в стране. Магистрали нужны были рабочие руки, свежие идеи и целеустремлённая молодёжь, готовая воплощать в жизнь амбициозные проекты советского государства. У молодой провинциальной девушки, без пяти минут выпускницы Орловского железнодорожного училища Валентины Сорокиной планы на будущее были куда скромнее. Она готовилась к своему первому путешествию на поезде, да ещё и в столицу, где ей предстояло защищать диплом. С восторгом и трепетом она наблюдала из окна вагона за пробегавшей мимо природой, ползущими вслед рельсами, даже не догадываясь о том, какие перемены ждут её впереди.
Про карьеру
– Сразу после защиты диплома мне предложили работу в Москве. Первая запись в трудовой книжке – «оператор техконторы станции Братцево». В то время была и такая должность на железной дороге. Моя карьера развивалась стремительно. Возможно, потому, что работала с огоньком. Нет, я не ставила перед собой очень высоких целей. Трудилась добросовестно, честно. Но и «чугунка» не переставала меня восхищать. Каждый день тянуло к ней, как магнитом. Однажды поняла: опыт важен, а знания – бесценны. Приняла решение поступать во Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта. В то время на родной станции я занимала должность приёмосдатчика груза и багажа.
…Процесс движения вперёд для провинциальной девушки шёл непросто. На момент поступления в институт у Валентины Сорокиной уже были маленькая дочь, интересная работа и багаж семейных хлопот. Такую «ношу» хрупкие женские плечи не выдержали, и мысль о получении высшего образования молодой железнодорожнице пришлось оставить, но не похоронить. Спустя несколько лет она снова начнёт совмещать учёбу в вузе с трудовой деятельностью и воспитанием уже двоих детей. И этот период в жизни будет казаться ей самым сложным, потому что быть одновременно прилежной ученицей, хорошей матерью, женой, хозяйкой и образцовым работником – это невероятно сложно. Жизненные трудности не сломили Валентину Викторовну. Скорее, наоборот, – научили противостоять невзгодам и двигаться вперёд. Только однажды она сделала шаг назад.
Про наставников
– На четвёртом курсе я пришла в кабинет заместителя ректора с твёрдым решением заявить о намерении бросить институт. Накопилась усталость, поэтому была готова «сдаться». Он посадил меня напротив, дал выговориться, а потом спокойно произнёс: «А возьми-ка ты лучше академический отпуск. Вот увидишь, всё образуется». Его слова оказались пророческими. Я окончила институт, и жизнь вошла в новое русло. Диплом о высшем образовании дал возможность занимать руководящие должности. Сначала я стала заместителем начальника станции по грузовой работе, в 1994 году мне доверили возглавить станцию Серебряный Бор. А в 97-м я уже руководила большой станцией Лихоборы, которая на тот момент объединила в себе ещё Братцево, Владыкино и Серебряный Бор. Процесс слияния станций был непростым. Новый коллектив присматривался ко мне, я привыкала к людям. Для меня всегда было важно услышать человека, понять, чем он живёт помимо работы. По возможности старалась коллегам помочь, поддержать их. И они никогда меня не подводили. Нужно выйти в выходной – выйдут, помочь что-то сделать – сделают. За это я им всем очень благодарна.
Не знаю, смогла бы я реализовать себя как начальник, не появись на моём жизненном пути столько хороших людей. Грамотному и тактичному общению с грузоотправителями меня научила Мария Михайловна Сводина. Будучи дежурной по станции, я прислушивалась к советам своего наставника Клавдии Николаевны Катышевой. Она постоянно мне повторяла: «Валя, какая бы нестандартная ситуация не возникла, никогда не повышай голос на подчинённых, не впадай в панику, держись ровно». Моей коллеги уже много лет нет в живых, но её наставлениям я следую по сей день.
…Время в дороге пролетело незаметно. Мы попрощались, но разговор с Валентиной Сорокиной не выходил у меня из головы. Светлый она и отзывчивый человек, требовательный и принципиальный руководитель, работать под её началом и интересно, и просто, рассуждала я, готовясь к будущему материалу. Интуиция меня не подвела. В Лихоборах вот уже много лет трудится крепкий коллектив, текучки кадров практически нет. А на самой станции уютно как дома. Чисто, красиво. И всегда по весне распускаются тюльпаны и флоксы.
Поддержание порядка на территории осуществляется параллельно с бурной хозяйственной деятельностью. На станции в среднем в сутки производится погрузка-выгрузка 24 вагонов, при этом здесь расположены 19 путей, из них девять подъездных, связывающих магистраль с эксплуатационным и ремонтным локомотивными депо, а также путевой машинной станцией №307.
Процесс руководства большим хозяйством вот уже много лет находится под бдительным оком Валентины Сорокиной. Она и сама признаётся, что Лихоборы для неё – словно дом родной. Таковы уж сердца у железнодорожников. И ничего тут не поделать.
За профессионализм в работе и добросовестное исполнение своих служебных обязанностей Валентина Сорокина была отмечена наградами разного уровня. В 1995 году ей присвоено звание «Почётный железнодорожник», в 2003-м – «Почётный работник Московской железной дороги», в 2007-м медаль «За развитие железных дорог» ей вручил Президент РФ Владимир Путин. В 2011-м Валентина Викторовна отмечена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Автор: Наталья Щевелева
Forum with id 24 is not found.