Доска почета 377 года. Отраслевой конкурс
Твой час, командир...

Твой час, командир...

Клавдия Чистякова , начальник поезда №№ 81/82 Улан-Удэнского отделения резерва проводников пассажирского вагонного депо Иркутск Восточно-Сибирского филиала ФПК

По своей натуре человек изначально настроен на позитив. Странно было бы это и не по-людски – просыпаться и идти на работу в постоянной готовности «к подвигу». Но законы жизни мало считаются с законами психологии, череда белого и чёрного в них так же естественна, как полосы на тельняшке, игнорировать это – всё равно что плевать на диалектику против ветра: готовым нужно быть ко всему.


Полоски чёрные


В очередной рейс с 13 по 24 мая по маршруту Улан-Удэ – Москва начальник поезда №№ 81/82 Клавдия Чистякова выходила с настроем на позитив: дело привычное, маршрут изучен, коллектив – как одна семья. И даже то, что в соседнем вагоне со штабным ехал до Новосибирска на операцию в кардиологическом центре пассажир-сердечник, не внушало никаких опасений: состояние у мужчины стабильное, они с женой бодрятся, излучают надежду, и излучение это невидимыми волнами пропитывает вагон. «Всё будет хорошо. Всё будет хорошо», выстукивают колёса.


Неприятности начались на перегоне Забитуй – Кутулик. Поезд неожиданно остановился, что называется, в чистом поле и, похоже, трогаться дальше не собирался. Связавшись по поездной связи с машинистом локомотива, Клавдия Ивановна выяснила, что машина вышла из строя, и, поскольку состав управляется «в одно лицо», теперь забота о замершем поезде во многом ложится на её плечи и на плечи коллег по бригаде. Инструкция не позволяет машинисту-одиночнику покидать кабину локомотива ни при каких обстоятельствах, но та же инструкция требует и принятия всех необходимых мер для обеспечения безопасности остановившегося состава. Значит, твой час, начальник, берись за работу.


Решения принимались автоматически и выполнялись безукоризненно: поезд был немедленно ограждён с двух сторон, вагоны закреплены ручными тормозами и «башмаками», вызванный вспомогательный локомотив вышел со станции. И при этом – никакой бестолковости и суеты. Пассажиры, по большому счёту, даже не поняли, что с их поездом произошёл форс-мажор.


– Результат подготовки, – объясняет Чистякова. – На всех техзанятиях отрабатывается что-то подобное: в пути ведь по-любому бывает. Ну и слаженность бригады, конечно. Мы вместе уже много лет ездим, и объяснять кому-то что-то на пальцах ни разу не доводилось...


Стараясь никого не обидеть, Клавдия Ивановна называет – да и то по моему настоянию – несколько фамилий коллег: проводниц Людмилу Тариму, Ирину Мантатову и Ольгу Думнову, поездного электромеханика Эльдара Гараева.


– Оля как проводник штабного вагона успешно заменяла меня на «командном пункте», пока я «внешнюю оборону» держала, – смеётся Клавдия Ивановна и вдруг резко меняет тональность: – Все молодцы. Никого выделять не хочу.


...Через два часа колёса опять выстукивали «Всё будет хорошо», и хотелось верить, что так и будет.


Пассажиру-сердечнику стало плохо между Тулуном и Нижнеудинском. Прибежавшая в вагон Клавдия Ивановна с ходу определила, что вызовом обычного врача на ближайшей станции не обойтись: все попытки помочь лекарственными препаратами и искусственное дыхание ни к чему не приводили. Надо было принимать кардинальные меры.


Оперативно связавшись с диспетчером Дорожного центра управления перевозками, Чистякова обрисовала ситуацию и попросила помочь в вызове к прибытию поезда в Нижнеудинск автомобиля скорой реанимационной помощи.


Увы, помощи не понадобилось...


– Больше всего помощь требовалась его жене, – вспоминает Клавдия Ивановна. – Как могла я утешала её, девочки помогли собрать вещи, выйти из вагона. Объяснили медикам и начальнику вокзала ситуацию и попросили сделать всё возможное, чтобы не оставили женщину один на один со своим горем. У самих сердце ноет, но... Но надо ехать. Как вспомню, так и сейчас не по себе.


Начальник поезда отворачивается к окну, и в его отражении я вижу, как по её лицу текут слёзы. Так переживать может только женщина, мать и человек, которому доверены – и не безразличны – судьбы многих людей...


Наша Клава – гуру


С Тамарой Лемешевой, начальником поезда Северобайкальск – Улан-Удэ, давнишней коллегой и хорошей подругой Клавдии Чистяковой, говорить о «самости» профессии людей, процентов семьдесят жизни которых проходит под крышей вагона, познавательно и легко: 22-летний стаж работы проводником и начальником поезда позволяют ей судить об этом не со стороны и без всякой предвзятости.


– Поездные бригады – это особая категория, – говорит Тамара. – Случайный человек здесь просто не приживётся. И дело не в том, что кто-то кого-то будет «сживать», – просто это особая психология и особое отношение к делу. В поездные бригады не назначают – сюда приходят. В широком смысле. Редкий случай, когда в одном поезде ездит команда «с бору по сосенке», – разве что на подмене. Как правило, это устойчивые коллективы, членам которых трудно жить друг без друга. Во всех смыслах – и в житейском, и в профессиональном. Чувствовать плечо и локоть товарища по работе – главный девиз людей на колёсах. И, конечно же, здесь, как в очень немногих случаях, очень велика роль начальника поезда.


Я вспоминаю слова заместителя начальника резерва проводников пассажирского вагонного депо Иркутск Восточно-Сибирского филиала ФПК, в состав которого входит и Улан-Удэнское отделение резерва, Ирины Цыдыповой, что именно это чувство плеча и локтя и сделало бригаду Клавдии Чистяковой одним из самых устойчивых коллективов на дороге, и не было ни одного случая, чтобы кто-то из её проводников отказался идти в рейс со своим командиром.


– Такое же отношение у Клавы и к пассажирам, – продолжает Тамара Лемешева. – Может, высокопарно прозвучит, но это её кредо: люди в одном поезде – одна семья. И все беды и радости этой семьи – общие беды и радости. Во всяком случае, для неё. Это она впитала ещё с первых поездок на поезде «Селенга» (Улан-Удэ – Тулун), когда там начальником был Амир Шагапович Баталов – легендарный руководитель и воспитатель проводников. Мы его и в шутку и всерьёз гуру-учителем называли.


Шутки кончились, а серьёзность осталась. Сейчас для многих гуру – Клава, его ученица...


В том числе и для Лемешевой: не случайно ведь, оказавшись в одно время с Чистяковой в Иркутске на экипировке, тут же поспешила поговорить и повидаться с подругой.


Полоски белые


– Да что мы всё о печальном. В поездках всякое бывает. Приятных моментов намного больше, – оживляется Чистякова.


И сразу вспоминает случай, когда ехала по подмене начальником поезда Иркутск – Наушки. Едва поезд втянулся на горно-перевальный участок от Большого Луга до Слюдянки, у одной из пассажирок начались предродовые схватки. До ближайшей станции с фельдшерским пунктом далеко, а из всех пассажиров только один медик – лор-врач.


– Дело серьёзное, уже и воды отошли, пришлось принимать на себя роль акушерки, – улыбается Клавдия Ивановна. – Благо кипяток всегда под рукой.


Свежего белья натащили, отгородили отсек в плацкартном вагоне простынями и – дай Бог помощи. В первый раз пришлось самостоятельно пуповину ребёночку обрезать...


– Всё окончилось благополучно. Мама на выбор три имени предложила – тебе, мол, выбирать. Я на Архипе остановилась.


Когда поезд прибыл в Улан-Удэ, на перроне ждали врачи скорой помощи и счастливый папа с цветами – для новоявленной мамы и новоиспечённых «акушеров-гинекологов»...


– Я с этой семьёй перезваниваюсь иногда, интересуюсь, как дела у «крестника», шучу, не собирается ли стать железнодорожником, – смеётся Клавдия Ивановна. – Пока нет ответа. А жаль. Если бы согласился, в моей семье это было бы уже четвёртое поколение восточносибирцев.


Наша справка:

Чистякова Клавдия Ивановна родилась 19 мая 1959 года в Улан-Удэ.

В 1981-м окончила Восточно-Сибирский технологический институт по специальности «Машины и аппараты пищевых производств». Инженер-механик.

На Восточно-Сибирской железной дороге с октября 1994 года – проводник поезда Улан-Удэ – Тулун («Селенга»). С 2003-го работает начальником поездов.

В 2007 году окончила Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта.

Автор: Владимир Палагутин


Forum with id 24 is not found.



Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является ОА «Издательский дом «Гудок»