Редкий вагонный дефект лежит на поверхности. Он может быть замаскирован ржавчиной, пылью и иногда почти неразличим в рисунке металла. Поэтому Илья и ночью, и днём ходит с фонарём и зеркалом. «Если какая-то деталь вызывает у меня сомнение, я чищу металл в подозрительном месте и смотрю, нет ли там трещины», – говорит он.
Внимательность и дотошность – обязательные для осмотрщика вагонов свойства, считает наш герой. И тип мышления вырабатывается, соответствующий работе детектива. Порой по едва заметным признакам, а скорее благодаря какому-то интуитивному чувству возникает подозрение на дефект. А дальше идёт поиск «улик», подтверждающих, что интуиция не подвела. В прошлом году у осмотрщика-ремонтника Ильи Танасогло была лучшая в вагонном эксплуатационном депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский статистика по выявленным неисправностям подвижного состава. Он обнаружил 58 дефектов боковых рам в радиусе R-55, две трещины автосцепки и одну – надрессорной балки, два разрушения буксового узла.
На пункт технического осмотра на «Сортировке» Илья пришёл всего 2,5 года назад. Не скажешь, что богатый практический опыт.
– Здесь решающим было желание узнать всё, что нужно для работы, и стать профессионалом, – считает мастер производственного участка Юрий Богунов, в чьём непосредственном подчинении находится Илья Танасогло. – Когда он ещё учеником пришёл на ПТО, уже было видно, что осмотрщик получится. Потом мы послали его на курсы в учебно-производственный центр. А через год он решил поступить в Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта. Тоже о многом говорит. Значит, целеустремлённый молодой человек, определился со своим призванием и стал расти дальше, пока – в плане образования.
Юрий Богунов десять лет отработал в вагонном хозяйстве, в том числе и осмотрщиком вагонов. Может сравнить ситуацию с парком подвижного состава в конце прошлого века и в наши дни. «Такого количества неисправностей, как сейчас, не было, – свидетельствует Юрий Викторович. – Раньше за целый год набиралось от силы двадцать дефектов на человека. А теперь на счету того же Ильи столько выявленных неисправностей за два с половиной месяца!» Поэтому такое боль-шое внимание уделяется повышению профессионального мастерства осмотрщиков-ремонтников, их мотивации. Правда, Илья Танасогло высокую результативность своей работы с премиями не связывает.
– Приятно, конечно, что твой труд ценят, но когда ты заступаешь на смену, о денежной выгоде не думаешь, – говорит он. – Главное всё-таки – не допустить угрозы безопасности движения, выявить все возможные риски. На осмотрщиках лежит высочайшая ответственность. Ведь уже в нынешнем году на сети дорог было семь сходов подвижного состава из-за излома литых деталей тележек вагонов. И когда читаешь о последствиях и убытках, не по себе становится. Слава Богу, что с грузовыми, а не с пассажирскими поездами.
Историю вопроса – статистику, причины и обстоятельства ЧП с подвижным составом – вагонники изучают на технических занятиях. За последние два с небольшим года, с 2013-го по настоящее время, на сети железных дорог произошло 65 изломов боковых рам тележек. Дополнительный фактор риска, появившийся сравнительно недавно, – некачественное литьё, из которого сделаны боковые рамы. На ПТО есть список заводов, продукция которых зарекомендовала себя не с лучшей стороны.
– Этот фактор мы учитываем в первую очередь, когда осматриваем поезд. Если стоит клеймо, например, Кременчугского завода, значит, нужно включать повышенную бдительность, – говорит Илья. – Признаком скрытой неисправности могут быть дефекты на колёсах. Ну, и если поезд пришёл издалека, с гарантийного плеча, протяжённость которого более 1000 километров, ему тоже необходимо оказать повышенное внимание. Осмотрщик-ремонтник – последний, кто способен предотвратить излом боковой рамы и, как следствие, крушение поезда.
Молоточек, зеркало, лупа, досмотровая штанга – не всегда достаточный набор инструментов для обследования деталей и узлов на предмет их исправности и надёжности. У тех, кто ответственно относится к делу, появляется седьмое чувство: осмотрщик просто чует, где собака зарыта. Интуиция на неисправности – главный отличительный признак профессионала. Однако важна и технология. Илья Христофорович, кстати, разработал свою собственную, так сказать, персональную технологию осмотра внутреннего радиуса R-55 боковых рам тележек грузовых вагонов. Секрета из неё не делает.
– Начинаю осмотр с наружной вертикальной стенки челюстного проёма в зоне внутреннего ра-диуса R-55, – рассказывает Танасогло. – Потом осматриваю горизонтальную поверхность, внут-реннюю стенку челюстного проёма со стороны колёсной пары, а в заключение – со стороны тех-нологического окна. В такой последовательности я произвожу осмотр с применением зеркала и фонаря как в ночное, так и дневное время. При подозрении на наличие трещины зачищаю это место металлической корщёткой, рассматриваю через лупу.
Илья считает, что именно благодаря такой методике он выявил в прошлом году 13 трещин и 53 дефекта в боковых рамах.
– Инициативный, профессионально грамотный, открытый и доброжелательный, Илья Танасогло пользуется большим авторитетом у товарищей по работе, – характеризует молодого специалиста начальник пункта технического обслуживания эксплуатационного вагонного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский Николай Миронов. – За недолгое время он зарекомендовал себя квалифицированным, инициативным и ответственным работником. Очень требовательный к себе, всегда максимально сконцентрирован на обнаружении трудновыявляемых дефектов, применяет различные передовые методы. Сейчас разрабатывает свою методику позиционного осмотра надрессорной балки.
За 2015 год работниками ПТО Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский выявлено 786 неис-правных боковых рам, 16 неисправных надрессорных балок, а также 69 неисправных колёсных пар. За январь и февраль 2016-го работники ПТО обнаружили 184 неисправные боковые рамы, 3 неисправные надрессорные балки и 14 неисправных колёсных пар.
Свободное время Илья любит проводить на природе или в тренажёрном зале. Увлекается плаванием, боксом и тяжёлой атлетикой и даже собирается выступить на соревнованиях по пауэрлифтингу (силовому троеборью). Придерживается принципа: в здоровом теле – здоровый дух.
Автор: Галина Морозова