24 марта. Обычный рабочий день дежурной по станции Виледь Виктории Кузьминой. Встретила и проводила уже десятка два составов, каждый раз совершая доведённые до автоматизма за годы службы действия: убедиться, что прибыл в полном составе, в наличии хвостовые сигналы, нет неисправностей, угрожающих безопасности движения...
Стрелки часов двигаются к шести вечера. Смена близится к завершению. Виктория встречает очередной пассажирский поезд, № 375, следующий из Воркуты в Москву. Вдруг услышала у восьмого вагона посторонний звук, не характерный для движущегося поезда.
Дежурная немедленно сообщила по радиосвязи машинисту и поездному диспетчеру о замеченной неполадке.
В это же время дежурный проводник вагона № 7 Юлия Петряева обратилась к начальнику поезда и электромеханику с сообщением о странной вибрации под вагоном.
– Я направился к радиосвязи, чтобы связаться с машинистом и принять меры по остановке поезда, – вспоминает начальник поезда Владлен Тихонов. – И в эту же минуту он проинформировал меня об остановке по сообщению дежурного по станции.
На перегоне Виледь – Черёмуха поезд был остановлен. При осмотре машинист Андрей Иванов и начальник поезда Владлен Тихонов обнаружили под одним из вагонов обрыв корзины муфты привода генератора. Болтавшаяся деталь могла оторваться в любой момент и грозила безопасности движения поезда.
– Неполадку мы с поездным электромехаником устранили, сняв корзину, – поясняет машинист Иванов. – Безопасности движения ничего не угрожало, и поезд отправился на станцию Котлас-Южный.
Вынужденная стоянка поезда составила 17 минут. К Котласу поезд нагнал потерянное время и уложился в расписание. На станции уже ждала бригада осмотрщиков-ремонтников вагонов с новой деталью.
– Узнав о неполадке в приближающемся пассажирском поезде, предприняли все меры, чтобы как можно быстрее исправить ситуацию, не допустить отставания и нарушения безопасности, – рассказывает старший осмотрщик вагонов пункта технического обслуживания станции Котлас-Южный эксплуатационного вагонного депо Сольвычегодск Александр Лаврунов. – До прибытия подобрали деталь именно для этой модификации поезда. Бригада из пяти человек провела полный осмотр четырнадцати вагонов и за восемь минут произвела замену повреждённой детали.
– Как выяснилось, произошёл излом кронштейна крепления предохранительной корзины муфты генератора по сварному шву, – пояснил мастер ПТО Александр Ярыгин.
В 19:57 поезд с гарантированной безопасностью точно по расписанию отправился в путь.
Александр Лаврунов позвонил внимательному дежурному по станции и выразил благодарность за бдительность.
– По данному случаю была создана специальная комиссия. Обслуживание привода генератора в пути следования возложено на поездного электромеханика, технический осмотр и уход в пунктах формирования и оборота – на работников пункта технического обслуживания. Проводник вагона должен следить за работой привода, при обнаружении неисправности вызвать электромеханика или начальника поезда и, если необходимо, принять меры к экстренной остановке поезда, – говорит Владлен Тихонов. – Считаю, что в данной нештатной ситуации все участники перевозочного процесса действовали оперативно и грамотно, показали себя с лучшей стороны. Дежурная по станции проявила бдительность и скорость принятия важных решений. Локомотивная бригада, вагонники и движенцы приложили все усилия, чтобы поезд уложился в расписание.
Начальник поезда благодарен и своей бригаде за хорошее выполнение обязанностей и профессиональную работу с пассажирами во время вынужденной остановки, которая помогла избежать волнений.
Владлен Тихонов рассказал, что в той поездке среди пассажиров оказался инструктор локомотивных бригад, который оставил положительный отзыв поездной бригаде за грамотные действия по сокращению возможного отставания в пути следования.
Виновные в неполадке непременно будут найдены. За допущенную угрозу безопасности движения будут применены соответствующие меры. Но, согласитесь, вовремя обнаружить неисправность и предотвратить возможные негативные последствия не менее важно.
Начальник станции Виледь Маргарита Губанова направила ходатайство в Сольвычегодский центр организации работы железнодорожных станций о поощрении дежурной по станции.
– Бдительность дежурного по станции очень важна для обеспечения безопасности движения поездов, особенно пассажирских, – подчеркнула Маргарита Губанова. – Виктория Кузьмина трудится в этой должности уже более 25 лет. Она опытный работник и отлично знает своё дело. В 2014 году её трудовые успехи были отмечены Почётной грамотой. Думаю, что она заслуживает награды за добросовестное исполнение служебных обязанностей и проявленную бдительность, которая позволила предотвратить беду и обеспечить безопасное движение пассажирского поезда.
Виктория считает, что правильно выполнила собственную работу, хотя признаётся, что приятно, когда труд отмечает начальство.
– Действовала по инструкции, – говорит Виктория Кузьмина. – Сколько бы поездов в смену через станцию ни прошло, необычный звук всегда распознаю. За годы работы дежурной по станции это первый случай. Но мне не казалось, что я «совершаю героический поступок», «предотвращаю беду». Просто, как и положено, сообщила о неисправности. К счастью, всё обошлось. Даже удивительно, что теперь такое внимание к этому случаю. И машинист поезда поблагодарил, сказал, что вовремя обратила внимание, и вагонники благодарили, и газета вот интересуется...
В послужном списке Виктории Кузьминой одна должность – дежурный по станции. После окончания Ухтинского техникума железнодорожного транспорта несколько месяцев работала на станции Светик Сольвычегодского отделения дороги. Затем недолго «дежурила» по станции Кивер. А с 1990 года работает дежурным по станции Виледь.
– Не хочу ничего менять. У меня замечательная работа, всегда в движении, голова постоянно должна работать, – говорит Виктория. – Люблю свою станцию, коллектив, который уже крепко сформировался за два десятка лет. Наверное, мне повезло в жизни.
Виктория считает, что даже в одной должности можно постоянно расти. Тем более в должности дежурного по станции – здесь важно сохранять внимательность и понимать огромную ответственность.
– Стабильность – это хорошо, за это многие и любят железную дорогу, – говорит дежурный по станции.
Почему ещё в юности, живя в Усинске, выбрала профессию железнодорожника и поехала учиться в Ухту, Виктория сейчас объяснить не может. Тянуло и всё. Освоила специальность «Эксплуатация железных дорог». Получила квалификацию «техник-эксплуатационник».
– По окончании техникума можно было освоить различные профессии, например, приёмосдатчика груза и багажа или билетного кассира, – говорит Виктория. – Но на втором курсе у нас была ознакомительная практика. Увидела, как работает дежурный по станции Ухта, и сразу поняла, кем хочу быть. Через несколько лет прошла в том же техникуме переподготовку по специальности «дежурный по станции». Это моя профессия, и в другом деле себя не представляю.
Возможно, на выбор повлияли и рассказы деда-машиниста. Леонид Филоненко 25 лет водил поезда, начинал ещё на паровозах.
– Весёлый был дед, из рейсов часто возвращался с историями, прибаутками, – вспоминает Виктория. – Он работал и на пенсии. Никогда не унывал, не жаловался. Может, поэтому сложилось светлое, доброе восприятие железной дороги.
Это ощущение Виктория бережно хранит в душе. Она сама по натуре светлый, оптимистичный человек, способный видеть радость в повседневных заботах. Спешит на работу, с интересом размышляя о новом дне. А после двенадцатичасовой рабочей смены выгуливает любимую собаку – «двортерьера» Фреда. Зимой в свободное время катается на лыжах и коньках.
Сын Владимир по стопам матери не пошёл – выбрал сферу торговли.
– Это даже неплохо, – рассуждает Виктория. – Я меньше за него волнуюсь. Работа железнодорожника очень интересная, но требует много сил, полной отдачи и огромной ответственности. Здесь безопасность и бдительность превыше всего.
Автор: Галина Лавриненко, Тамара Шарова