На перегоне Сонах – Эбгунь монтёр пути Алексей Шкуренко заметил трещину с внутренней стороны рельса, у самой его подошвы. За это он был поощрён из фонда начальника Дальневосточной железной дороги. Сертификат на вознаграждение ему вручил Николай Маклыгин.
Солнце уже давно перевалило за полдень и через час-другой должно было спрятаться за сопки. У бригады монтёров пути, которую возглавляет Максим Раевский, заканчивался ещё один трудовой день. Руководство Амгуньской дистанции пути направило этот коллектив из шести человек на перегон Сонах – Эбгунь выполнять плановые ремонтные работы – менять под рельсами подкладки, представляющие собой металлические пластины прямоугольной формы.
Такая работа для монтёров пути несложная. Нужно только быть внимательным и действовать методично. Бригада медленно продвигается по перегону, меняя изношенные или имеющие дефекты подкладки.
А дефекты могут появиться по самым различным причинам. На подкладки, как и на рельсы, давит вес подвижного состава, деформируя их. Кроме того, влияет на них и температурный режим. Зимой на БАМе температуры порой опускаются ниже сорока градусов мороза, а летом, наоборот, металл на солнце перегревается. Так что на Дальнем Востоке в районах, приравненных к условиям Крайнего Севера, подкладки, как нигде, быстро выходят из строя. Только меняй.
Заодно монтёры пути обращают внимание и на то, в каком техническом состоянии находятся шпалы и рельсы. А это дополнительная помощь обходчикам, которые тоже осматривают путь. Но здесь есть свои тонкости. Нижняя часть рельса, которой он опирается на подкладку, называется подошвой. Обходчику трудно увидеть, что происходит с рельсом в том месте, где к нему примыкает подкладка. А монтёру пути, который эту подкладку меняет, подошва рельса видна как на ладони.
В тот день монтёр пути с пятилетним стажем работы на железной дороге Алексей Шкуренко заметил трещину в подошве рельса. В таких случаях обычно говорят: проявил свой профессионализм. Начальник Амгуньской дистанции пути Валерий Кашкаров отметил по этому поводу следующее:
– Важно понять, что выявление трещины произошло вследствие выстроенной системы плановых ремонтных работ. Они были намечены и выполнялись как положено. На месте Шкуренко мог оказаться любой другой монтёр пути из бригады Раевского. Там все достаточно подготовленные в своём деле специалисты. И каждый из них обнаружил бы этот дефект рельса. Но в данном случае это сделал Алексей Шкуренко. Именно он выявил трещину во время замены подкладки.
Об обнаружении дефектного рельса тут же было доложено. Информацию получил курирующий бригаду мастер Игорь Семёнов. Потом эта информация дошла до начальника дистанции Валерия Кашкарова. Он мог бы дать дальнейшее распоряжение поменять дефектный рельс, а сам заняться другими делами. Но тут опять сработала система: Кашкаров выехал на место. И при его участии в тот же день дефектный рельс был заменён.
Возможно, этот случай и не получил бы такого резонанса. Алексей Шкуренко и так был бы поощрён за выявление трещины, но только в дистанции пути. Однако в это время данный участок магистрали в ходе весеннего комиссионного осмотра проверяла дорожная комиссия. Согласно регламенту предстоящего совещания ей полагалось не только подвести итоги осмотра, но и поощрить железнодорожников, которые отличились в своей работе.
Случай обнаружения трещины в рельсе, произошедший на перегоне Сонах – Эбгунь, стал известен членам комиссии. И фамилия Алексея Шкуренко была взята на заметку. В итоге она попала в список из 17 человек, которых предстояло поощрить в момент проведения совещания, где подводились итоги весеннего осмотра в Комсомольском территориальном управлении. Именно там, в конференц-зале управления, и вручил Алексею Шкуренко начальник Дальневосточной железной дороги Николай Маклыгин сертификат на денежное вознаграждение.
Автор: Георгий Куниловский