Если бы Александр Тюрин вдруг бы взял да и решил не торопясь, за три года, пройти пешком от Северодвинска до Парижа, ему это бы вполне удалось. Ведь за этот срок он прошагал по пути более трёх тысяч километров – практически такое же расстояние между этими городами.
Только ему не до парижей, Александр занят тяжёлой и крайне ответственной работой – он оператор дефектоскопной тележки Архангельской дистанции пути. Причём на одном из самых сложных её участков Исакогорка – Нёнокса.
Родился Александр в Няндоме, городе железнодорожников. Поэтому неудивительно, что с выбором профессии определился с ранних лет. Да и вся семья была неразрывно связана со стальными магистралями. Мать работала в локомотивном депо, отец – плотником на участке гражданских сооружений, даже бабушка трудилась в вагонном депо. Кстати, династию продолжил не только Александр, из четырёх его братьев только один не железнодорожник, а корабел. Поэтому нет ничего удивительного, что трудовой путь Тюрин начал слесарем в локомотивном депо. Работа была по душе. Однако никто не может ставить человеку в вину, то, что он стремится как можно лучше устроить свой быт. Александр женился, а жилья в Няндоме в то время строили мало. Поэтому, когда поступило предложение перебраться в Северодвинск и получить там благоустроенную квартиру, он долго не раздумывал. Правда, пришлось менять железнодорожную профессию – из локомотивщиков в путейцы. Освоив дефектоскопную тележку, понял, насколько интересна и как важна эта работа.
Участок очень непростой, малодеятельный, поэтому путь там далеко не новый. Рельсы переложили в 1985 году с Малошуйского участка, когда они там выработали срок.
– Главное в работе, – говорит Александр, – внимание, внимание и ещё раз внимание. Нужна полная сосредоточенность. Ведь дефекты пути, которые выявляю, по большей части не видны невооружённым глазом. А не заметь их, пройди мимо, может случиться беда.
Выявить момент зарождения трещины – задача важнейшая. И Александр умеет полностью сконцентрироваться на работе. Ничто не может помешать ему. И это при том, что климатические условия суровые. Значительная часть полотна идёт вдоль берега Белого моря, откуда, особенно зимой, налетают пронизывающие ветры, метели и снегопады. Порой путь заметает выше головки рельса сантиметров на двадцать. Мороз, да ещё при очень высокой влажности – обычное дело. А ещё места эти дикие, таёжные. И частенько из чащи выходят и лоси, и рыси, и даже медведи. Но звери и человек стараются деликатно не обращать друг на друга внимания, каждый идёт по своим делам.
Длина участка – 100 километров. Раз в месяц его надо проверить полностью. От внимания Александра Тюрина не ускользает ничего. Если взять за точку отсчёта хотя бы три года, то за этот период он выявил 30 остродефектных и 786 дефектных рельсов, проверил 864 стрелочных перевода и 3325 км железнодорожного пути, не допустив ни одного пропуска опасных дефектов как при сплошном контроле, так и по результатам расшифровки дефектограмм регистраторов.
Им движет рационализаторский подход к организации трудового процесса. Инженерный подход к работе позволил модернизировать дефектоскопную тележку – установить дополнительный блок для уборки наледи с поверхности катания рельса.
Для многих в коллективе Тюрин стал проводником в профессию. Он обучил более десятка дефектоскопистов, которые успешно трудятся в различных дистанциях пути Северной дороги.
– Чтобы стать полноценным, грамотным дефектоскопистом, нужно иметь особый склад характера, – уверен заместитель начальника дистанции по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Гулевич. – Выдержка, спокойствие, терпение, кропотливость, стойкость. Александр Тюрин обладает этими качествами в полной мере. Далеко не всем такое дано. Вот, например, его сменщик, вроде и проработал немало, около 10 лет, но всё же сказал: «Нет, так всю жизнь я не готов работать» – и ушёл. А на таких, как Александр, надёжных и крепких, держится вся дистанция.
Александр Тюрин по результатам минувшего года был признан лучшим по профессии на всей сети дорог.
Автор: Владимир Савичев