Главные качества в профессии машиниста – это внимательность, ответственность, быстрота реакции и даже умение предвидеть и спрогнозировать развитие событий на дороге.
Трудовая книжка машиниста Игоря Мавровского не изобилует записями. По сути, в ней отражено лишь одно его место работы – локомотивное депо Вязьма-Сортировочная Московской дирекции тяги. Конечно, такому постоянству в наше время можно только позавидовать.
А пришёл он в депо в теперь уже таком далёком 1980 году после учёбы в Смоленском техническом училище №2. Собственно говоря, вопрос выбора профессии, как утверждает сейчас Игорь Васильевич, перед ним не стоял.
В семье много рассказывали о героической судьбе и работе на железнодорожном транспорте его деда Евстигнея Петровича Мавровского. В предвоенные годы он был мастером пути на участке Издешково – Вязьма, а во время Великой Отечественной войны охранял и обеспечивал выход на боевые позиции знаменитого бронепоезда «Москва», громившего фашистских захватчиков в смоленских лесах.
Наверное, именно поэтому вслед за старшим братом, Виктором, Игорь и решил стать машинистом. Благо профессия эта в те времена среди молодёжи котировалась достаточно высоко – заработная плата солидная, да и престиж немалый.
Начинал, как водится, помощником, но руководство быстро заметило хваткого паренька и предложило окончить курсы машинистов. Так, в 1985 году 24-летний Игорь Мавровский стал самым молодым машинистом в локомотивном депо Вязьма Московской железной дороги.
– Конечно, безумно волновался, отправляясь в первый рейс из Вязьмы в Москву, – вспоминает он сейчас, – боялся, справлюсь ли, всё ли пройдёт нормально?
Как выяснилось впоследствии, переживал зря, всё прошло хорошо.
Сначала Игорь Мавровский стоял за контроллером грузового электровоза ВЛ8, а затем пересел на пассажирские – ЧС4 и ЧС8. Ответственность, как признаёт мой собеседник, зашкаливает. Но к этому ему не привыкать. Ведь, когда выбирал профессию, знал на что идёт.
Сейчас Игорь Васильевич с благодарностью вспоминает своих учителей. Прежде всего, Виктора Козлова, Алексея и Виктора Власенковых, многих других.
За всю свою профессиональную карьеру покидал родное депо Игорь Васильевич только на два года, когда служил в рядах Советской армии, в Ракетных войсках стратегического назначения. Интересный и о многом говорящий факт – начинал он службу рядовым, а закончил младшим лейтенантом. Поверьте, немногим срочникам за два года удаётся получить офицерское звание.
Отдав, как говорится, долг Родине, Игорь вернулся в ставшее уже родным депо. Тогда там как раз открылось пассажирское движение на трассе от Вязьмы до Орши. Стал водить пассажирские электровозы по этому и другим маршрутам.
Сейчас его стаж работы на железнодорожном транспорте перевалил за 30 лет. Цифра, по любым меркам, солидная. Далеко не каждому удаётся в наше быстро меняющееся время сохранить верность избранной в юности профессии. Но Игорь Васильевич, очевидно, однолюб. Один раз выбрав дорогу в жизни, идёт по ней до конца. Не изменил он любимому делу и в непростые 90-е годы, когда многие уходили из депо, и ничуть об этом теперь не жалеет.
– Игорь Васильевич – настоящий профессионал, – говорит о нём исполняющий обязанности начальника депо, главный инженер Сергей Парфенчук. – Он всю жизнь проработал в нашем коллективе и накопил поистине огромный опыт. Ежегодно к нему на обкатку при переводе с грузового на пассажирское движение ставятся коллеги-машинисты, с которыми он охотно делится секретами мастерства, передаёт огромный опыт вождения. Побольше бы нам в депо таких ответственных и безотказных людей, для которых работа – самое главное в жизни.
– Пассажирское движение – и почётное, и ответственное дело, и лучше работы я не знаю, – подчёркивает Игорь Мавровский. – Конечно, за это время бывало всякое. Случались и нестандартные ситуации, выйти из которых помогал лишь профессионализм и богатый опыт.
Так, в 2005 году только какое-то шестое чувство заставило его сбросить скорость перед одним из неохраняемых переездов, чтобы избежать столкновения с КАМАЗом. Ведомый им состав экстренно затормозил, и грузовик успел проскочить.
Но рассказывать об этом происшествии Игорь Васильевич не любит. По его словам, он не сделал ничего из ряда вон выходящего. Просто был внимателен и ответственен. В результате удалось избежать аварии, никто не пострадал. Всё, как говорится, прошло в штатном режиме. Правда, после этого случая переезд сделали охраняемым, очевидно, не надеясь, что все машинисты будут столь же бдительны.
Вообще же стать настоящим машинистом, по словам Игоря Мавровского, сразу невозможно, подлинное мастерство приходит только со временем и опытом.
Есть у Игоря Васильевича и собственные ученики, которые из помощников уже выросли в машинистов. Прежде всего, это Дмитрий Минаев, Александр Майоров, Эдуард Олифир и многие другие. Все они работают в этом же депо.
А сегодня в рейсы Игорь Мавровский отправляется месте с помощником Артёмом Дмитриевым.
– Это очень ответственный и серьёзный молодой человек, – отмечает Игорь Васильевич, – и я во всём могу на него положиться. По сути – это моя правая рука. Я очень рад, что у нас есть такие ребята. У этого парня имеются все необходимые задатки, чтобы стать настоящим машинистом.
За время работы на железной дороге Игорь Мавровский был не раз премирован руководством дирекции и дороги, награждён различными грамотами.
Однако главная награда пришла к нему совсем недавно. В День железнодорожника, 7 августа, в музее Московской железной дороги начальник МЖД Владимир Молдавер вручил ему знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет».
– Конечно, очень переживал в этот день, спать не мог уже с шести часов утра, – вспоминает мой собеседник, – беспокоился, как всё пройдёт. Ведь не каждый день тебя награждает сам Владимир Молдавер. Особенно волнительно было то, что из всего нашего депо отметили в этот день меня одного. Но это отнюдь не означает, что на нашем предприятии нет достойных работников, коллектив у нас замечательный, каждый – мастер своего дела.
Однако не одной работой жив человек. В своё время Игорь Васильевич окончил музыкальную школу по классу баяна, участвовал в соревнованиях по бегу, лыжным гонкам, а сейчас он страстный фанат рыбалки – как летней, так и зимней. Есть у него и небольшой участок в Подмосковье. Дом на нём построен собственными руками, а вокруг всё растёт и благоухает.
Автор: Андрей Городнов