Под руководством и при непосредственном участии ныне заместителя начальника дистанции по районам электроснабжения Алексея Карпова в ЭЧ-1 капитально отремонтированы линии автоблокировки и продольного электроснабжения нескольких участков, полностью модернизирована тяговая подстанция станции Беклемишево, произведена замена 11 тяговых трансформаторов и другого сложного электротехнического оборудования.
В 1973 году, окончив восьмилетку, два школьных приятеля решили поступать в Ярославский железнодорожный техникум на специальность «Автоматика и телемеханика», потому что кто-то из них решил, что «разбираться в телевизорах – это класс!». Одним из этих подростков был Алексей Карпов.
– По-настоящему, что такое телемеханика и что к телевизорам она имеет очень далёкое отношение, я понял только к третьему курсу, – смеётся мой собеседник, – но по поводу сделанного выбора нисколько не сожалел, учёба меня увлекла.
В год выпуска молодого человека призвали в армию, а когда вернулся, почему-то отступил от выбранного пути и пошёл работать на Ярославский моторный завод. Однако высшее образование решил получить железнодорожное, заочно поступил во ВЗИИТ. Правда, на «Автоматику и телемеханику» не попал – не хватило одного балла, зато его охотно взяли на «электроснабжение».
Проучившись несколько лет, Алексей всё-таки решил вернуться в железнодорожную отрасль. Его направили в Ярославскую дистанцию электроснабжения, где была вакансия электромеханика по опорному хозяйству в ремонтно-ревизионном цехе.
– Мне очень повезло, что в начале карьеры попал именно туда, – прокомментировал Алексей Карпов. – В то время в цехе работали очень серьёзные, грамотные специалисты, некоторые застали ещё первые годы электрификации дистанции, они привыкли всё делать своими руками, у каждого можно было многому научиться.
Эта фраза – «у каждого можно чему-то научиться» – звучит из уст Алексея Карпова постоянно. Причём относиться она может к абсолютно любому интересному человеку, независимо от должности (особо всё-таки отметил бывшего руководителя дистанции Николая Воробьёва и нынешнего начальника – Константина Щелканова). Именно такое отношение к жизни позволило ему с первых лет работы на железной дороге набираться бесценных практических знаний и опыта.
Пошла в гору и карьера. После опорного хозяйства поработал электромехаником-кабельщиком, затем старшим электромехаником бригады кремниевых выпрямителей, старшим электромехаником ремонтно-ревизионного цеха и его начальником. Далее получил назначение заместителя начальника дистанции по тяговым подстанциям.
В этой должности Алексей Карпов трудился с 1999 по 2013 год. Вот тогда и пригодился опыт, накопленный во время работы с бригадами РРУ, который касался и телемеханики, и релейной защиты, и масляного, и кабельного хозяйств, дистанционного управления, тяговых агрегатов.
Хотя время «тяжеловесов» ещё не пришло, Алексей Карпов был твёрдо убеждён – необходимо готовиться к тому, что скоро по Северной поедут поезда повышенного веса и длины. Так и случилось. И когда вес поездов всё чаще стал достигать 6,5 тонн, во многом благодаря стараниям и настойчивости Карпова и его единомышленников Ярославская дистанция электроснабжения была к этому готова.
– Сами собирали панели релейных защит, по мере сил и возможности меняли оборудование, – рассказал Алексей Карпов, – а когда в инфраструктуру начали вкладывать деньги, стали менять тяговые и понижающие трансформаторы, основательно усиливать хозяйство.
С 2008 по 2012 год полностью модернизировали тяговую подстанцию станции Беклемишево. С 2006 по 2013 год на тяговых подстанциях станций Балакирево, Шушково, Ярославль-Главный, Путятино, Данилов произвели замену 11 тяговых и 6 понижающих трансформаторов; около 40 быстродействующих выключателей БВ 3,3кВ. Несмотря на статус начальника, Алексей Карпов предпочитал участвовать во всех работах и делил трудности со своими подчинёнными. Значительная часть работ по замене и монтажу оборудования (три четверти которых выполняли сами энергетики) была связана с восстановительными кранами, поскольку вес одного тягового трансформатора достигает 25 тонн. Далее ещё более сложный процесс монтажа, коммутации и ошиновки (проверка электроустановок перед сдачей в эксплуатацию).
– Схемы сложные, поэтому очень важно, чтобы каждый выполнил свою часть работы правильно, иначе впоследствии будет очень сложно найти причину неисправности всего агрегата, – пояснил Алексей Карпов.
С 2013 года опытного руководителя, обладающего уникальными знаниями, направили на новый фронт работ – заместителем начальника дистанции по районам электроснабжения.
Под его руководством (уже в должности заместителя начальника по энергетике) в дистанции был выполнен комплекс работ по капитальному ремонту линий автоблокировки и продольного электроснабжения участков Чёбаково – Ваулово – Лом – Торопово – Рыбинск; Кобостово – Волга – Шестихино – Некоуз; Меза – Судиславль – Первушино.
В этой должности приходится больше внимания уделять работе с коллективом, обеспечивающим стабильную работу районов электроснабжения, с клиентами, получающими электроэнергию от железнодорожников.
– Порой понять, что у человека на душе, не проще, чем вычислить неисправность в самом сложном оборудовании, – рассказал Алексей Карпов, – к каждому нужен свой подход. С потребителем необходимо поговорить так, чтобы он ушёл уверенным, что все проблемы будут решены, а в коллективе важно объективно оценить возможности каждого, доверить работу по силам и правильно мотивировать на качественный труд.
К слову, сейчас под началом у Карпова четыре начальника районов электроснабжения. Двое – опытные профессионалы, двое – молодые специалисты.
– В этой должности я первый год, раньше был начальником района контактной сети, – пояснил начальник района электроснабжения станции Ярославль-Главный Антон Зюзин. – Алексей Васильевич очень помог мне с адаптацией к новой специфике работы. Вопросов ещё много, но он всегда внимательно выслушает, разберётся и обязательно поможет – будь то проблема с оборудованием или с оформлением сложного технического документа. А главное – любую рекомендацию он подкрепляет цитатой из нормативной документации, которую знает досконально.
Второй из молодых подопечных, который работает в должности три года, – начальник района электроснабжения станции Новоярославская Сергей Артемичев говорит без обиняков: «Алексей Карпов вывел наш район с последнего места в лидеры».
Заместитель начальника дистанции по районам электроснабжения уточняет: «Сергей хочет работать и способен это делать хорошо, поэтому толк из него будет. За три года ему удалось сформировать крепкую, работоспособную команду, и под его руководством она устранила все недочёты, которых на этом направлении было действительно много».
Начальник Ярославской дистанции электроснабжения Константин Щелканов в первую очередь отмечает Алексея Карпова как опытного наставника для молодых руководителей:
– Он всегда готов их защищать и помогать в любых ситуациях, и они, в свою очередь, прислушиваются к его советам – это технически очень грамотный специалист, обладающий глубокими знаниями во многих областях электроэнергетики.
По словам Константина Щелканова, успешно общается Алексей Карпов и с внешними клиентами, вникает во все тонкости ситуации. Иногда это требует дополнительного времени, но зато результат всегда положительный.
Есть у нашего героя ещё одна немаловажная заслуга – в дистанции трудится его сын, который обещает стать не меньшим профессионалом, чем отец, и энергетиком «до мозга костей».
Автор: Ирина Лебедева